И тест, и драйв - Авто - Журнал Реноме Наверх

ŠKODA regional media event, он же пресс-тур для региональных журналистов в Чехию, — это не просто возможность принять участие в полноценном тест-драйве обновленных моделей ŠKODA, но и сотни километров извилистых чешских дорог, удивительные города и исторические замки, красивейшая природа, а еще музей ŠKODA, завод ŠKODA и, конечно, непосредственно ŠKODA — автомобили обновленного модельного ряда: Octavia Combi нового поколения, новая Octavia RS и рестайлинговый Superb. Эти автомобили были представлены для региональных журналистов в изобилии цветов и комплектаций — на любой вкус. Ручные и автоматические, передний и полный привод, бензиновые и дизельные двигатели, седан, лифтбэк и универсал… В общем, настоящий праздник для автолюбителя — хотелось попробовать все. И за три дня тест-драйвов на родине ŠKODA мы успели многое.

И тест, и драйв

Текст: Федор Дибижев

Начался наш автопробег по дорогам Чехии с десерта — самой «сладкой» модели в максимальной комплектации ŠKODA Superb Laurin&Klement.

Хотя тестовые машины приехали еще вечером и все заранее знали, на какой поедут утром, спать допоздна никто из участников тура не стал. Кто прохаживался по холлу, поглядывая на небольшой стенд с ключами, охраняемый от излишне ретивых журналистов двумя представительницами компании, кто чинно попивал кофе, ругая вполголоса антитабачный закон, кто охотился с фотоаппаратом за двумя лебедями на глади небольшого озерца, не ожидавшими, кажется, в столь раннее время такого интереса к себе. Но большая часть группы бродила неподалеку от стоянки, ревниво посматривая на тех, кто слишком надолго задерживался возле «его» машины. При виде двух шеренг сверкающих в лучах холодного зимнего солнца автомобилей на небольшой вводный инструктаж никто особого внимания обращать не стал. Как отмашки перед стартом, все ждали момента, когда пятнадцать машин проснутся и, порыкивая в утренней тишине, по очереди выберутся на дороги. Маршрут был разработан так, что, хочешь ты того или нет, но проедешь так, чтобы почувствовать машину во всех режимах.

В 2001 году Superb стал третьей моделью ŠKODA (после Octavia и Fabia), появившейся после слияния в 1991 году с концерном Volkswagen. Выпустив Superb первого поколения, ŠKODA продолжила традицию производства больших седанов представительского класса, заложенных еще в 1934–1949 годах, когда с конвейерной ленты завода в городе Млада-Болеслав уже сходили роскошные по тем временам автомобили под названием Superb. Благодаря Superb чешскому автопроизводителю удалось сразу же пробиться на вершину среднего класса, и на мировых рынках флагманская модель марки ŠKODA стала синонимом настоящего чешского качества. С первых дней этот автомобиль стал эталоном вместительности и комфорта и завоевал любовь потребителей не только в Европе, но и в Китае, России и Индии. На сегодняшний день во всем мире продано уже 557 000 автомобилей этой популярнейшей модели. В 2012 году производитель реализовал примерно 109 100 автомобилей, около 40 % из которых приобрели покупатели из Китая.

И все-таки одновременный старт не случился. Многие уткнулись в карту — изучать маршрут, кто-то осматривал салон, угадывая назначение кнопок и переключателей, видеооператоры, упершись лбами в камеры, снимали.

Мы же, решив изучать машину в деле, загрузили свои вещи в белоснежный Superb, еще не до конца освободившийся от утреннего инея. Не особо переживая о пространстве для поклажи, открываем оснащенный уникальной системой Twindoor, позволяющей открыть крышку багажника двумя способами. Переключателя режимов теперь нет, все намного проще — две отдельные кнопки. Одобрительно поцокав, фотограф загрузил свое габаритное снаряжение во внушительное чрево нашего первого автомобиля. Позднее выяснилось, что немного неудобно закрывать крышку багажника (открытого как седан), держась за торчащую изнутри резиновую ручку, — никто из нас так и не приноровился. Пришлось по старинке — хлопнуть, взявшись за холодную и мокрую крышку снаружи. На одной из немногочисленных остановок всплыла еще одна деталь, теперь уже приятная: в нише запасного колеса оказался внушительный ассортимент различных мелочей. Помимо обязательных в любом авто отвертки и домкрата, обнаружились съемный фаркоп, аптечка и небольшая, запаянная в целлофан, коробочка со всевозможными лампочками и предохранителями. Для России — более чем приятный бонус.

Складной ключ зажигания, имеющий очертания, знакомые всем, ездившим когда-либо на автомашинах концерна Volkswagen, брошен в сдвоенный подстаканник между передними креслами. Стрелки на панели приборов сделали полный круг и вернулись на место. Кнопка start разбудила шестицилиндровый мотор 3,6 FSI, о чем сообщил только тахометр да приятная белая подсветка панели приборов. С поднятыми стеклами мотора не слышно вовсе, открывать окна и двери в это время года, чтоб его послушать, не хотелось.

Пока мотор прогревается, оглядываюсь вокруг. Приятные спокойные линии, качественные материалы, немного спорный оттенок коричневого цвета кожаной обивки кресел, выдавленные на спинках надписи Laurin&Klement. Все неуловимо знакомо — всеобщая и неизбежная в наше время унификация, что поделаешь?! При взгляде на задний ряд обращает на себя внимание простор, окружающий пассажиров, из недостатков — немного плоская, без оформленных отдельных мест, подушка сиденья. Озябший фотограф особенно обрадовался раздельному трехступенчатому подогреву задних сидений. Про отделение для зонта из влагостойкого материала в задней левой двери не буду говорить — и так много о нем сказано, больше понравились мелочи — сетка под задней полкой, крючки для пакетов в стенках багажника, его двойное дно, вместительные карманы в дверях и спинках передних сидений. О том, насколько просторно в салоне, свидетельствует маленькая, но важная деталь: задние коврики имеют точно такую же длину, что и передние. Пассажирам заднего ряда просторно как ни в одном другом автомобиле того же класса.

«Пространство играет важную роль в Superb, — говорит главный дизайнер ŠKODA Йозеф Кабан (Jozef Kabaň). — Наша задача — красиво представить это пространство. В ŠKODA Superb уровень комфорта выходит за рамки среднего класса. И эта модель всегда предлагает «чуть больше автомобиля».

Моргнув, зажглись новые биксеноновые фары с тремя полосами светодиодных ходовых огней, при повороте руля стало видно, как изменился световой пучок. Догадываюсь, что наш автомобиль оснащен системой AFS (Adaptive Frontlight System), которая оптимально высвечивает дорогу и окружающую обстановку в зависимости от условий движения и погоды. Система фар может адаптировать схему освещения дорожного полотна к различным ситуациям. Возможна динамическая регулировка угла наклона фар. Дополняют систему динамический и статический поворотный свет (с интегрированными противотуманными фарами).

Неслышно тронувшись, с легкостью преодолев красочный лабиринт дорожек между алеющими в солнечных лучах стволами сосен, выезжаем за территорию отеля и оказываемся на почти пустой в это время, но зато мокрой, а кое-где в затененных высоченными соснами местах еще и сверкающей льдом, загородной дороге. Несмотря на нескромное обращение с педалью газа, оснащенный полным приводом лифтбек невозмутимо выбрался с усыпанной опавшими иголками и листьями обочины на дорогу. Педаль в пол — и роботизированная коробка передач DSG даже без включения режима sport стремительно выводит немаленькую машину на скорость, при которой боишься подумать о последствиях встречи с местными полицейскими. Звучит при этом — как … не знаю, как, но приятно, уверенно и солидно.

Неожиданно быстро пришлось проверить и эффективность тормозной системы — на выходе из слепого поворота практически упираемся в колонну машин, нервно колышущуюся позади трактора. Без малейшей попытки покинуть намеченную мной траекторию, самый тяжелый в линейке АВТОSuperb замедляется так, что мы просто повисаем на ремнях безопасности (бежевого цвета, под стать оформлению нижней части салона), подергиваемся в такт коробке, перебирающей передачи вниз. Был ли кто-то сзади, успел ли он оценить красоту и яркость новых светодиодных фонарей — не знаю. Помню чувство уверенности в этой машине, такой внушительной и солидной, поддерживаемое оценкой в 5 звезд, полученной им в 2009 году по итогам краш- тестов Euro NCAP, а также всплывающими в памяти девятью подушками безопасности. Даже о цене почти в два миллиона рублей не подумал. В странах Евросоюза Superb и Superb Combi предлагаются с системами ESP, ABS и системой аварийного торможения уже в стандартной комплектации. Кроме того, доступны и другие современные вспомогательные системы. Система распознавания усталости водителя (Driver Activity Assistant) предупреждает об угрозе переутомления. Ассистент подъема в гору (Hill Hold Control) позволяет спокойно трогаться на наклонной плоскости без применения ручного тормоза. Кроме того, есть электронная система контроля давления в шинах, входящая во все комплектации, начиная с Elegance.

Еще вечером, накануне тест-драйва, я походил вокруг обновленных моделей Superb и Octavia, отметив, что дизайн обеих изменился, стал серьезнее, лаконичнее, как бы избавился от подростковой округлости. Спорный дизайн предыдущего поколения с невнятными линиями передних фар у моделей семейства Octavia, задними фонарями непонятной формы и содержания Superb, исчез.

Новый дизайн марки ŠKODA нашел отражение и в новой Octavia Combi. «Этот автомобиль выглядит очень цельным, — говорит Франк Уэлш (Dr. Frank Welsch), член совета директоров ŠKODA, отвечающий за техническое развитие. — Его понятный, но динамичный облик помогает выделиться в потоке, но в то же время он очень практичен».

Появились плоскости, грани, четкие линии. Несмотря на кажущуюся лаконичность форм, смотрится новая модель более целостно. В обеих моделях акцент делается на ярко выраженной плечевой линии. Она начинается на уровне передних фар и элегантно пролегает до вытянутых задних фонарей. ŠKODA Superb стала третьей моделью после Rapid и Octavia, в дизайне которой присутствуют два треугольных элемента по левую и правую сторону крышки багажника. У седана Superb они располагаются над задними фонарями, у модели Combi — на щитке. Вместе с фонарями С-образной формы они создают индивидуальный отличительный признак и подчеркивают элегантный стиль марки. Хромированная окантовка боковых стекол спереди и сзади добавляет облику автомобиля изысканности. Новый логотип ŠKODA расположен в центре нижнего края капота, в месте, которое дизайнеры обозначили как «премиум-зона». Кстати, забудьте о зеленом фоне эмблемы — теперь она матовая черная. На двери обращает на себя внимание декоративная надпись Laurin&Klement.

Многие загородные дороги в Чехии отличаются полным отсутствием обочин и частенько недостаточной шириной дорожного полотна для спокойного разъезда со встречным потоком. Если на первое не обращаешь внимания, учитывая тот факт, что едешь практически на чистокровном немецком автомобиле (ŠKODA входит в концерн Volkswagen наряду с такими именитыми брендами, как Audi, Bentley, Lamborghini), то оставшуюся неизменной по сравнению с предыдущей моделью ширину в 1,82 м приходится держать в голове, хотя при вынужденном выезде на обочину колесами одной стороны машина ведет себя очень стабильно.

Первый наш пробег до города Млада- Болеслав (55 км), где нас ждет экскурсия в музей ŠKODA, а также на завод, где изготавливаются модели Fabia, Rapid, Octavia, прерывается так быстро, что жалеешь о спешке, с которой скоро придется расстаться с этим прекрасным автомобилем — большим и серьезным снаружи и таким удобным, интуитивно понятным, с неощутимыми габаритами, творении концерна чешских и немецких инженеров.

На вместительной стоянке у дилерского центра ŠKODA, рядом с которым и находится музей, улыбающиеся сотрудники компании, сопровождающие нас, мягко и ненавязчиво лишают нас ключей. Недоумевая, ругаясь про себя о способах поиска и возврата «своих» машин и вещей, следуем к зданию с большими буквами ŠKODA Museum, статуями отцов-основателей компании Вацлава Лаурина и Вацлава Клемента (тут же вспомнилась декоративная надпись на двери). Как выяснилось позже, ключи нужны были всего лишь для занесения второй части маршрута в память навигационной системы автомобилей.

История производства автомобилей, носящих сейчас название ŠKODA, началась с конца 1895 года в чешском городе Млада-Болеслав. Механик Вацлав Лаурин и книготорговец Вацлав Клемент, оба увлеченные велосипедисты, начали выпускать велосипеды собственной конструкции с патриотичным названием Славия. К 1905 году компания свернула производство мотоциклов и взяла курс на производство автомобилей. Первый автомобиль компании Laurin&Klement был назван Voiturette A и стал необычайно популярным, а позже превратился в один из символов чешского автомобилестроения. Он и открывает экспозицию.

Музей ŠKODA полностью отображает историю марки — от первых велосипедов, мопедов и автомобилей с деревянными колесами до современнейшего болида ŠKODA Fabia WRC, на котором не раз были завоеваны престижнейшие награды на мировых ралли. Только представьте: здесь есть все без исключения модели, когда-либо выпускавшиеся на заводе! Запомнилась впечатляющая пятиэтажная конструкция с автомобилями всех эпох вдоль одной из стен нескольких залов музея. Есть и отдельный реставрационный зал, носящий романтичное название Spícíkrása («Спящая красавица»), с автомашинами разной степени сохранности и комплектности.

Завод компании ŠKODA, который расположен в городе Млада-Болеслав, буквально в паре минут езды от одноименного музея, без преувеличения можно назвать крупнейшим автозаводом Чехии и всей Восточной Европы. У ŠKODA есть и другие заводы, например, в Квасинах или Калуге, но предприятие в Млада-Болеславе является системо- и градообразующим. Из 50 тысяч его жителей больше половины трудятся здесь.

Новейшая история этого завода начинается с апреля 1991 года, когда концерн Volkswagen приобрел у чешского правительства компанию ŠKODA вместе со всеми ее производственными мощностями. Компания в тот момент переживала явно не лучшие времена и выпускала морально устаревшие модели автомобилей на морально устаревшем оборудовании. За несколько лет завод в Млада–Болеславе был оснащен самым современным оборудованием для производства автомобилей, многое было позаимствовано у немецких владельцев, о чем говорят многочисленные таблички на немецком языке. Руководство завода поощряет знание нескольких языков, без этого по карьерной лестнице не продвинуться.

Цикл сборки одного автомобиля от начала и до конца длится примерно три с половиной часа. Здесь же собирают двигатели и коробки передач. По количеству рабочих самыми многочисленными являются сварочный и сборочный цеха, через которые за три полные смены проходит около шестисот автомобилей. По периметру этих цехов работает монтажный конвейер, где в соответствии со строгой регламентацией осуществляется сборка автомобилей.

В штамповочном цеху впечатляет все: высота штабелей готовой продукции, размеры матриц, толщина цепей на титанического размера кранах, что поднимают и переносят эти самые матрицы. Шум и грохот, конечно, стоит соответствующий.

Не могу не отметить: на территории завода чистота и порядок, корпуса пронумерованы огромными надписями, на перекрестках стоят указатели, так что даже попавший сюда впервые не заблудится. В центре каждого цеха есть пространство для перерывов и обеда для рабочих.

Практически всю следующую часть маршрута до города Мост (155 км) я проехал на заднем сиденье. Сказались длинный предыдущий день, целиком проведенный в дороге, проглянувшее сквозь тучи солнышко и, видимо, слишком плотный обед в столовой музея. Отказавшись садиться за руль, занимаю правое заднее кресло, пытаясь понять, для кого этот автомобиль — для пассажира или для водителя, хотел бы я ездить на нем каждый день и в какой роли?

МОСТ БЕЗ МОСТОВ
Город Мост — очень благоустроенный, с отлично развитой для такого небольшого населенного пункта (около 67 тысяч жителей) инфраструктурой. Все дома реконструированы (правительство Чехии выделяет огромные суммы для развития города и Устецкого края в целом). Интересно, что город, в котором стоит замок, называется Мост, а в нем нет ни одного моста, мало того, в нем нет даже реки. Но славен он тем, что его перенесли с одного места на другое. Старый Мост стоял на пласту бурого угля. Уголь так высоко подходил к поверхности земли, что люди могли ходить в подвал и легко накопать себе ведерко угля для камина. Вот из-за этого дешевого угля город и решили снести. Под горой, на которой находится королевский замок Гневин, построили новый Мост, а из старого города перевезли на колесах старинный костел Девы Марии, некоторые памятники, фонтаны и статуи.

Laurin&Klement — эксклюзивная модификация модели Superb. Название образовано от имен отцов-основателей чешской автомобилестроительной компании — Вацлава Лаурина и Вацлава Клемента. Богатый пакет L&K отличается от остальных комплектаций эксклюзивной кожаной отделкой, 17-дюймовыми легкосплавными дисками Trifid (на нашем авто стояли 19-дюймовые), тонировкой заднего стекла и задних боковых стекол, передним и задним парковочным ассистентом, а также набором сеток. Новинка предложения — интерьер в элегантных коричневых тонах. Декоративные накладки — рояльный лак. Передние сиденья снабжены электрической регулировкой. В качестве опции предлагается возможность регулировать переднее пассажирское кресло с заднего сиденья. Насладиться музыкой в полной мере позволит высокопроизводительная акустическая система с десятью динамиками. Серийно модель Superb L&K оснащается аудиосистемой Bolero с информационно-развлекательными функциями и микрофонным звучанием: большой удобный сенсорный дисплей размером 6,5 дюймов, CD-чейнджер на 6 дисков, возможность проигрывания музыкальных файлов формата MP3 и слот для карты памяти SD. Еще один плюс во вместительную копилку достоинств Superb — возможность выбрать вид рулевого колеса: классический четырехспицевый или наделенный большей спортивностью, достаточно редкий на автомобилях этого класса трехспицевый.

Открывая пассажирскую дверь, обращаешь внимание на широкий дверной проем, достаточный и для баскетболиста, а еще на расстояние между спинкой переднего сиденья и подушкой заднего, на свет из-под подушки переднего кресла — подсветку для удобства посадки. Для коленей пассажиров в заднем ряду предусмотрены целых 157 мм — как в седане, так и в Combi. Такой показатель всегда будет вне конкуренции.

Если откинуть скрытый в спинке заднего ряда подлокотник, образуется проем, позволяющий загружать длинномерные предметы, например, лыжи. В ассортименте аксессуаров на этот случай найдется лыжный чехол Unibag. Элементы управления загрузочным люком расположены и с салонной, и с багажной стороны подлокотника. Ряд задних сидений разделен в соотношении 60:40, что позволяет очень гибко использовать пассажирское отделение. Хотя этот же навороченный подлокотник показался на первый взгляд немного неудобным при открытии целиком.

Итак, едем. В первую очередь обращает на себя внимание внутренний простор. Находясь снаружи, отмечаешь выпуклую линию крыши, немалую высоту пассажирской двери — пространство внутри поражает. Все качественно, приятно на ощупь, зазоры минимальны. Между передними креслами, в заднем торце вещевого ящика, находится небольшой экран, показывающий настройки температуры, по бокам — клавиши включения раздельного трехступенчатого подогрева. Современные системы кондиционирования создают в салоне приятный микроклимат. Можно установить кондиционер с ручным управлением или климат-контроль Climatronic с электронной регулировкой. Последний позволяет кондиционировать воздух отдельно в левой и правой частях салона. Блок управления обрабатывает как данные с температурных датчиков, распределенных по салону, так и данные о проникающем внутрь солнечном излучении.
Отмеченная мной ранее невыраженная форма сиденья оказалась комфортной настолько, что, увлекшись разглядыванием буклетов, я опомнился, только когда меня начало раскачивать из стороны в сторону — маршрут вывел нас на узенькие извилистые деревенские дорожки. Вившиеся асфальтовые змейки меж удивительной красоты и свежести лощинками, заполненными растительностью, красочными деревеньками и частыми в этих краях прудиками, полными уток, гусей и прочих представителей пернатых, показали и другую сторону характера ŠKODA Superb 3,6 FSI V6 — напористый характер локомотива с цепкой подвеской раллийного болида, замаскированный снаружи большим семейным кузовом. Конечно, показатели по расходу и выбросу, улучшенные примерно на 9 %, сейчас были далеки от заявленных производителем 9,3 л/100 км в смешанном цикле.

Наши попытки досрочно опустошить 60-литровый бензобак, вызванные дискуссией о том, сколько же бензина в реальности сожжет мощный мотор, вывели нас к месту следующего пункта — остановке на кофе в замечательном средневековом замке Hněvin Hill, нависшем над городом, подсвеченном последними лучами заходящего солнца. Он расположен на одноименной горе и прекрасно отреставрирован. Там нет музеев, зато есть отель, ресторан, смотровая башня и обсерватория.

Значительную часть прекрасной панорамы, накрытой угасающей яркостью предзакатного неба, закрывали плотные столбы белого дыма над колоннадой внушительных труб какого-то огромного местного предприятия — в Чехии для отопления по большей части используется угольное сырье, и запах узловых железнодорожных станций времен СССР преследовал нас во многих деревеньках, приправляя их спокойную красоту. Забегая вперед, скажу, что даже в историческом центре Праги довольно странно было наблюдать дымки над крышами старинных зданий, сказочных в своей изящной строгости, словно вышедших из мира принцесс и чудовищ.

ŠKODA Octavia Combi RS

После небольшого фуршета с плохо скрываемым нетерпением стремительно передвигаемся на стоянку, где по договоренности с коллегами об обмене машинами ждет она — строгая красавица с панорамной крышей, в новом обвесе с впечатляющими 18-дюймовыми колесами, строгим черным салоном и капелькой красного — прострочкой спортивных передних сидений, обшитым перфорированной кожей рулем, рычагом механической 6-ступенчатой КПП. Или он — зверь редкого серого цвета Steel Grey, с турбомотором 2.0 TSI мощностью 220 л. с. и механической коробкой передач, максимальной скоростью 248 км/ч. Страсть и сила, комфорт и удобство универсала и напор гоночного болида. Я так и не решил, как называть этот концентрат всех возможных, а зачастую и несовместимых, свойств, воплощенных в одном автомобиле.

«Новая ŠKODA Octavia RS является динамичным и в то же время продуманным до мельчайших деталей спорткомпактом, представляя собой по сути отдельный класс спортивных автомобилей. Обе версии Octavia RS — лифтбэк и универсал — устанавливают новые стандарты в классе спортивных компактных автомобилей, — говорит председатель совета директоров ŠKODA Винфрид Фаланд (Winfried Vahland). — Octavia RS третьего поколения — это спортивный и в то же время исключительно практичный автомобиль».

Практически вырвав ключ из рук сомневающегося в равнозначности обмена автомобилями коллеги, прыгаю в черное нутро универсала. Завожу кнопкой созданный на базе EA 888 третьего поколения двигатель 2.0 TSI мощностью 220 л. с. С некоторой дрожью в руках и ногах и с замиранием сердца включаю первую передачу и начинаю выезжать… Заглох. Все сначала. Опять заглох! Виноват, переживаю немного, но и механизм переключения коробки передач мог бы быть почетче, и информативность на спортивных алюминиевых педалях слабовата. Во всяком случае, никто из провожающих нас со стоянки коллег не смеялся при виде этой картины.

Но все прощаешь этой машине, когда, выбравшись из хитросплетения улочек, подпрыгивая на всевозможных неровностях, считая камни на булыжных мостовых, выбираешься на объездную дорогу до следующего пункта нашего турне по Чехии — курортному городку Карловы Вары.

Безумству храбрых поем мы песню! Первая передача, скорость 10 км/ч, обороты холостые, педаль в пол — сплошная пелена сменяющих друг друга мгновений, когда успеваешь только переключать передачи, держаться за руль и подавлять в себе желание сбросить обороты, ехать, но не лететь. Сбрасываешь до разумной скорости, едешь так минуты две. Затем находишь в меню бортового компьютера с большим 8-дюймовым монитором на центральной консоли настройки Sport, активируешь их прикосновением к виртуальной клавише — и снова рев мотора, рывки при переключении передач, завывание раздвоенного глушителя, сигналы попутных машин. И думаешь: «Всего лишь 2 литра, только 220 «лошадей»! Нет, не может быть! Что-то явно напутали сотрудники ŠKODA. Должно быть больше!!!»

Дорога сужается, заполняется машинами, и RS-ка увязает в потоке. Поворчав, понимаю, что представилась возможность осмотреться, почувствовать другую сторону характера машины. Едет достаточно плавно, при 60–80 км/ч уже и подвеска с задней многорычажной конструкцией и электронной системой блокировки дифференциала XDS не кажется такой жесткой, и тяги мотора хватает за глаза, можно практически не переключаться. И кресла не такие уж жесткие, диапазон настроек впечатляет. Оказывается, на передней панели есть даже система навигации, мультимедиасистема Columbus с сенсорным дисплеем с диагональю 8 дюймов с двумя слотами для карт SD, разъемом MediaIn с функцией AppleVideo, акустическими системами Canton, интерфейсом Bluetooth для комфортного пользования телефоном, системой голосового управления, функцией просмотра изображений JPEG-Viewer и внутренней памятью объемом 64 ГБ! Приятным сюрпризом оказался и панорамный люк во всю крышу с открываемой передней частью.

Карловы Вары пользуются славой курорта. В городе множество горячих источников минеральной воды, обладающих целебными свойствами. На поверхность выходят 12 целебных источников, сходных по химическому составу, но имеющих разное содержание углекислого газа и температуру от 30 до 72 градусов Цельсия. Существует еще источник № 13 — так шутливо называют местный крепкий ликер «Бехеровка». Карловы Вары — город имперский и пафосный: в нем перебывало столько монарших особ, столько аристократов и звезд! И как свидетель той эпохи — Grandhotel Pupp, имеющий богатую историю длиной в несколько столетий.

Даже в таких условиях я немного похулиганил. Притормаживая, отставал от потока, удерживая едущих следом, и вновь, подхватываемый будоражащим приливом ускорения, без суеты и ненужных пробуксовок, уносился вперед, чтобы вновь упереться в корму впереди идущего старенького пикапа, чтобы увидеть удивленные глаза его водителя в зеркале заднего вида.

Небольшой серпантин на подъезде к Карловым Варам мы пролетели так быстро, как только позволяли сгустившиеся сумерки и предательски поблескивавший инеем асфальт. На пределе возможностей (моих, конечно) спустились к огромному величественному зданию на повороте закованной в каменные берега термальной речки Теплы. Протянувшийся вдоль набережной, подсвеченный яркими огнями, окруженный лесами роскошнейший отель Pupp встретил нас практически пустой стоянкой с табличками Reserved ŠKODA. Выслушивая ворчание спутников, не понимавших, для чего было спешить, чтобы теперь ждать всех остальных, медленных, «нормальных», мы прокатились мимо отеля до небольшого пятачка с деревом в центре. Дождавшись, пока проходившие мимо случайные прохожие удалятся, под укоризненными взглядами замерших на фронтонах и балконах статуй магия букв RS снова сделала свое дело — два круга вокруг ствола мертвого дерева под свист и запах горелой резины! И все, уже бежит сотрудник техподдержки (откуда он взялся?!), ругается по-чешски, а глаза смеются…

Вот и все. Стою и смотрю на нее…

Вспоминаю рев турбированного мотора, тряску заниженной на 13 мм спортивной подвески, алюминиевые педали, карбоновую отделку элементов панели и дверей, слышу потрескивание раскаленных тормозов, виднеющихся из-за 19-дюймовых дисков Xtrem черного цвета, доминирующий в задней части мощный черный диффузор с широким отражателем, а вижу универсал с нормальным дорожным просветом, просторным салоном, вместительным багажником, полным приспособлений для крепления багажа, люк 1 362 × 870 мм, в который, как в окно, можно смотреть на проплывающие в ночном небе звезды. Simply Clever — это все те качества, что ожидаешь от такой марки, как ŠKODA.

Помимо автомобиля с механической шестиступенчатой коробкой передач, существует также и модификация с автоматической трансмиссией. К сожалению, эту модель мы опробовать не успели (очередь к нему была расписана практически до вылета нашего самолета из Москвы). Как можно понять из разговоров счастливцев, машина не менее интересная, требующая от водителя (или пилота?) меньшей концентрации внимания на переключение передач и филигранную работу со сцеплением. Как бонус можно расценить и наличие подрулевых лепестков переключения передач. Хотя, на мой взгляд, с автоматической трансмиссией утрачивается толика самобытности этой машины, чувства полного контроля над ее поведением, но все-таки DSG больше подходит для ежедневной езды.

Безопасный семейный автомобиль. В случае аварии — до 9 подушек безопасности в сочетании с трехточечными ремнями безопасности защищают водителя и пассажиров от возможных травм. Впервые ŠKODA Octavia RS оснащается подушками для защиты коленей водителя и переднего пассажира, а в качестве опции предлагаются боковые подушки безопасности для задних сидений. Второй подвижный пол позволяет легко трансформировать пространство багажного отделения, а дополнительный отсек для хранения вещей под крышкой багажника Combi очень пригодится в путешествиях. Спинки задних сидений складываются в пропорции 60:40. Система start-stop глушит столь приятно бубнящий на холостых оборотах мотор при каждой остановке (каюсь, отключил ее), снижая и без того небольшой для наддувного двухлитрового двигателя расход топлива, мгновенно заводит его при выжиме педали сцепления.

Модельный ряд ŠKODA Octavia RS также включает кузов седан с аналогичным рядом трансмиссий плюс два варианта двигателя (возможен также дизель!). Итого, получаем 8 модификаций автомобиля. Но, выбрав любую из них, вы ни за что не сможете получить лишь обыденность и серость. Tuned comfort — настроенный комфорт — говорят об RS официальные пресс-релизы. А уж настроенный на что, решать вам.

Уже в отеле, когда улеглись первые эмоции после такого знакомства, понимаю, что никто из нас ни разу не вспомнил о том, что неплохо было бы остановиться, сделать хотя бы пару снимков! Кто помнил о таких мелочах, сидя внутри самой быстрой и приближенной к спорту Octavia за все историю марки?!

День третий

Наутро, после завтрака и небольшой экскурсии по городку, полному очарования времени давно ушедшего, но все же полного тихой курортной жизни, света, ажурной вязи беседок и галерей минеральных источников, богатейшей истории, русской речи, наконец, выезжаем. Промежуточным пунктом маршрута до Праги значится Збирог, 117 км извилистых проселочных дорог, частенько далеких от идеала.

Третье поколение Octavia Combi выросло по всем параметрам — как снаружи, так и внутри. Впечатляющий, энергичный дизайн, просторный салон, функциональность, инновационные технологии для обеспечения безопасности и комфорта, новейшие информационно-развлекательные системы, экономичные двигатели, а также множество идей в духе Simply Clever — новая Octavia Combi и Octavia Combi 4х4 демонстрируют достоинства среднего класса при цене компактного универсала.

Сегодня с нами ŠKODA Octavia Combi глубокого синего цвета с двигателем 2.0 TDI и роботизированной 6-ступенчатой коробкой передач DSG с двумя сцеплениями. Антипод вчерашней бестии, предполагаем мы.

Вновь загрузив чемоданы, кофры и штатив в багажное отделение (590 литров седан, 610 литров универсал), в который раз отдаем должное вместимости и продуманности внутреннего пространства автомобилей семейства Octavia Combi, закрываем багажный отсек с помощью кнопки на оборудованной сервоприводом двери. Открыв водительскую дверь, попадаешь в царство нежно-бежевой кожи, велюра и мягкого податливого пластика. Сразу покоряют кресла с памятью, электрическими регулировками и приятным профилем спортивного толка. Радуют глаз мультимедийная система с навигацией и двумя слотами для карт SD, приятный трехспицевый руль, обтянутый перфорированной кожей с лепестками управления 6-ступенчатым роботом DSG. Подрулевой переключатель управления активным круиз-контролем с функцией автоматического поддержания расстояния до впереди идущей машины, системой LaneAssist, позволяющей автоматически поддерживать движение в пределах заданной полосы, немного мешал на первых порах, но впоследствии оказался очень востребованным и удобным «органом» управления.

Вопреки первоначальному предположению о несоответствии довольно крупного автомобиля с широким набором вспомогательных систем, электроприводов и прочих опций, Octavia Combi 2.0 TDI оказалась на удивление сбалансированной, приятной в управлении, не лишенной спортивности. Азарта при езде на узеньких дорогах с различным качеством дорожного покрытия может доставить легко и в любом нужном водителю количестве, не сжигая при этом недешевое нынче топливо с аппетитом проснувшегося после спячки медведя. Требует некоторого внимания момент переключения передач в ручном режиме — дизель работает на удивление плавно и тихо, контроль достижения им максимально эффективных оборотов в рабочей зоне двигателя требует хорошего слуха или частых взглядов на тахометр. Впрочем, даже в автоматическом режиме или в положении Sport коробка максимально использует возможности тяговитого дизеля, хотя и грешит фамильной склонностью коробок DSG концерна Volkswagen при первой возможности переходить на повышенные обороты. В черте города или при неспешной езде такая особенность абсолютно не мешает — дизель с крутящим моментом в 320 Н.м с полкой крутящего момента на 1750‑3000 оборотов в минуту вытягивает машину с массой 1362 кг практически с холостых оборотов, не выказывая недовольства рокотом или вибрациями.

Комфорт при этом — сказочный! Цепкая подвеска, потряхивающая на столь частых в Чехии булыжных мостовых, фильтрует дорожные неровности с упорством, достойным подражания. Даже не верится, что сзади — всего лишь задний мост на продольных рычагах, соединенных поперечной балкой. Новая многорычажная подвеска — только для вариантов с более мощным двигателем, например, полноприводной модификации Combi. Поведение машины прогнозируемо и контролируется во всех адекватных режимах. Для остальных ситуаций — посмотрите в сторону модификации RS.

Чешский автопроизводитель заявляет для немаленького семейного автомобиля расход топлива в смешанном цикле на уровне 5,1 л/100 км. И хотя мы не имели точных данных расхода топлива за нашу трехчасовую поездку, красноречивее всего была стрелка указателя уровня топлива, как будто нехотя сдвинувшаяся со своего места на неощутимо малое расстояние.

ЗАМОК ЗБИРОГ
Збирог — один из самых старых замков Чехии (был построен в начале XIII века). Находится в 50 км от Праги, в труднодоступной лесистой местности. Его нередко называют замком трех королей: Карла IV, Сигизмунда Люксембургского и Рудольфа II. История замка овеяна множеством тайн и поэтому привлекает к себе большое внимание. Нередко замку приписывают эпитет «самый»: его крепостные стены поставлены на самой отвесной скале, его колодец является самым глубоким в Европе, некогда в стенах замка находилась самая законспирированная шпионская штаб-квартира Чехословакии, а известный живописец Альфонс Муха написал здесь свои самые монументальные полотна.

После обеда в зале старинного замка на холме, окруженного суровым лесом со светящейся в тени изморозью, выясняется, что наш следующий автомобиль уехал. В расстроенных чувствах молча взираем на то, что нам предлагают — ŠKODA Superb Combi темно-синего цвета в обширной комплектации, но с мотором всего лишь 1,8. Сочетание большого вместительного кузова и маленького, по российским представлениям, мотора не внушает надежды на скоростное продолжение марш-броска, тем более что в маршруте, забитом в навигационную систему, видим участок, проходящий по местному автобану на подъезде к Праге. Не очень хочется тянуться по прекрасному асфальту в правом ряду и чувствовать себя обделенным в серьезном автомобиле со столь скромным табуном чешских «лошадок». Вот почему радостных улыбок на лицах нашей компании не было. Не ожидая особых откровений, на место за рулем я не претендовал. Загружаемся. Закрывая солидную дверь (именно дверь, не сильно уступающую размером двери в купе поезда), отмечаю, что под ней в случае дождя можно стоять в полный рост.

Заняв место рядом с водителем, начал осматриваться. Для ŠKODA Superb предусмотрены четыре варианта комплектации: Active, Ambition, Elegance и Laurin&Klement. Был расширен ассортимент обивки сидений: появились новые модели обивки Ray (Active), Rubicon (Ambition) и Felicity (Elegance). В общей сложности для Superb теперь доступны девять комбинаций обивки.

Элементы управления на приборной панели имеют понятное и наглядное расположение, соответствующее современным знаниям в области эргономики. Управление автомобилем происходит во многом интуитивно. Элементы управления на приборной панели расположены по классической схеме. Сзади от руля находится комбинация приборов, на выбор — с многофункциональным дисплеем (бортовой компьютер) или дисплеем Maxi DOT. В качестве дополнительной опции для седана Superb доступен люк с электроприводом и солнечными батареями. Основная идея: когда автомобиль стоит припаркованным под прямыми солнечными лучами, солнечные элементы вырабатывают электроэнергию. На этой энергии работает вентилятор, который заставляет циркулировать воздух внутри автомобиля. Благодаря этой технологии температура в автомобиле снижается, а разница может достигать 25 Cº по сравнению с моделями без сдвижной крыши и солнечных элементов. Люк с солнечными батареями можно раскрыть, как «форточку», или полностью.

Навигационная система Columbus оснащена 6,5-дюймовым цветным сенсорным экраном. Мощный процессор очень быстро рассчитывает маршрут. Встроенный жесткий диск на 30 ГБ позволяет сохранять большой объем музыки и карт. Для музыкальных файлов доступно 20 ГБ, что соответствует примерно 6 500 композиций. Разумеется, можно проигрывать диски CD и DVD. Дополнительно может быть установлен двойной ТВ-тюнер для приема телепрограмм в аналоговом и цифровом формате. Воспроизведение телевизионной картинки возможно только при неподвижном автомобиле или на скорости до 6 км/ч.

Как выяснилось, все не так уж и плохо. Конечно, базовый бензиновый двигатель 1,8 TSI 160 (152 — для России) л. с. — это далеко не топовый 260-сильный 3,6 FSI V6, но и его вполне достаточно для того, чтобы комфортно чувствовать себя в потоке. Не выдержав, все-таки решаю занять место за рулем. Конечно, нет такого чувства уверенности, что мотор вывезет при любом обгоне, нет того рыка, который так понравился на топовой модели. Звук другой — это не разбуженный зверь, он менее громкий и сочный. Но едет легко, не раздражает излишней медлительностью, тандем мотор-коробка приятно удивляет своей гармоничностью. Да и разница по массе более чем в два центнера — в пользу младшей модели.

Сочетание мотора и коробки показало себя в пригородах столицы, в зарождающихся пробках, завихрениях транспортного потока, где мощь мотора V6 просто излишня. Автомобиль на каждый день, для города, для семьи с детьми, с велосипедами и колясками, шопингом и пикниками на природе. Или для компании, где нужен вместительный солидный автомобиль для встречи гостей или разъездов руководства, без излишней расточительности на его приобретение и бензин. Ведь 1 млн 211 тысяч рублей — это, в сущности, не такая уж высокая цена за такой автомобиль, как ŠKODA Superb Combi 1,8 TSI DSG. Следующая ступень с мотором 2,0 — от 1,386 млн рублей, дизель 2,0 TDI также с DSG — от 1,296 млн рублей. Подумайте…