А ты хорош! - Деловой разговор - Журнал Реноме Наверх

Человеческие отношения строятся всегда по одному и тому же сценарию. И нет никакой разницы, выстраиваете вы личные отношения или устанавливаете деловые связи — правила едины. Особенно — правила первой встречи. Ведь именно от первого впечатления зависит судьба ваших дальнейших отношений. Но как произвести хорошее впечатление? Есть несколько любопытных хитростей…

А ты хорош!

Сразу оговорюсь, любовные отношения в этой статье затрагиваться не будут — не мой конек. Но деловые связи по накалу страстей, интриг и чувств нисколько не уступают личным. Конечно, очень важно хорошо зарекомендовать себя при знакомстве с симпатичной представительницей противоположного пола или произвести хорошее впечатление на родственников потенциального супруга, но не менее важно грамотно презентовать себя перед коллегами, деловым партнером, подчиненными и шефом. Позитивное первое впечатление может стать хорошей площадкой для развития дальнейших отношений и для вашего личного успеха.

У психологов нет единого мнения, за какое время складывается мнение об оппоненте. Одни говорят, что нам достаточно трех секунд, другие утверждают, что семь. В любом случае, немного, скажем прямо. Но даже за столь короткое время наш суперкомпьютер-мозг считывает огромное количество информации: внешний вид (от прически до обуви), социальный статус и даже эмоциональный образ. И хотя многие понимают, что первое впечатление часто бывает обманчивым, но, увы, оно самое стойкое. А значит, стоит обратить пристальное внимание на науку самопрезентации.

Нравиться людям не так сложно, как может показаться на первый взгляд. Главное — угадать с ВАШИМ образом, который сложился у оппонента в голове. Еще раз повторю: образ ваш! Да-да, понимаю, звучит странно, особенно в контексте первой встречи, но, поверьте мне, все так и есть. Дело в том, что человеческая фантазия создает образ предполагаемого оппонента задолго до реального знакомства. Например, в организацию требуется начальник отдела продаж. Итоговое собеседование проводит директор компании, человек консервативных взглядов. В его представлении идеальный кандидат — классический белый воротничок, подтянутый, дисциплинированный, пунктуальный, отглаженно-прилизанный молодой человек в костюмчике. Образ давно сложился. И тут приходите вы. С опозданием на 5 минут (всего-то!), в зеленых кедах и с дредами. Диссонанс… Выдуманный образ не совпадает с реальностью. В данном случае директор, глядя на вас и сравнивая со своим воображаемым образом, решит, что вы — классическое не то. Самое обидное, что вы-то как раз можете быть суперсейлзом, вне зависимости от внешнего вида. Вы не совпали с предполагаемым образом и не получили вакантное место. Кстати, если вы вынесли из данного примера мысль «Образ делового человека — гарант моего успеха!», вынуждена вас разочаровать! Есть определенная категория продвинутых боссов, которые считают, что продажи без креатива и драйва невозможны. И вот такие будут как раз ждать нестандартно мыслящих личностей в зеленых кедах. Как тут угадать?

Конечно, на 100 % попасть в сложившийся у другого человека образ сложно, но от вас такой меткости никто и не ждет. Достаточно быть похожим. Для этого постарайтесь как можно больше узнать о своем оппоненте перед встречей. Подготовьте небольшое досье:

  • пол (мужчины и женщины по-разному подходят к формированию образа предполагаемого оппонента; мужчины часто создают общий образ в голове, в то время как для женщины важна каждая деталь);
  • возраст (чем моложе оппонент, тем, как правило, современнее его взгляды);
  • предпочтения в стиле одежды (их можно понять, найдя в сети или на корпоративном сайте фотографии вашего визави).

Проанализировав полученные данные, вы сможете составить вполне сносное представление о предпочтениях собеседника. А дальше включаются в работу социальные клише о той или иной профессии. Подробнее? Пожалуйста!

Социальные клише — это общие, распространенные представления о каком-либо социальном явлении, скажем так, человеческие шаблоны восприятия. Они могут меняться со временем. Например, все мы помним, как в 90‑е обыкновенные бандиты вдруг стали уважаемыми людьми, а слова «бандит» и «рэкетир» — положительными.

Самые распространенные профессиональные клише — в деловой среде, им «подвержены» банки, различные госучреждения, юридические конторы и финансовые организации. Человек, работающий в деловой среде, чаще всего представляется нам в костюме-двойке (приглушенных оттенков), рубашке (для дам — блуза) и в обуви классических моделей и таких же классических цветов. Из аксессуаров — галстук, часы, портфель. Украшения допускаются, но очень скромные, а лучше совсем без них (обручальные кольца украшением не считаются). Одевшись согласно общим представлениям о деловом человеке, вы с большой вероятностью попадете в образ. Тут есть один важный нюанс: общий стиль одежды должен соответствовать будущей должности. То есть, если вы претендуете на место начальника отдела, оденьтесь настолько хорошо, насколько может выглядеть руководитель. Но при этом вы не должны быть одеты более статусно, чем ваш босс. Даже если вы можете себе это позволить.

Возможно, вы решите, что бизнес-сообщество стоит особняком и только в нем можно удачно создать распространенный образ. Тогда пример из жизни. Я уже давно работаю маркетологом, и время от времени мне приходится ходить на собеседования. Применяя вышеописанную методику, я стараюсь произвести правильное первое впечатление. И хотя маркетинг (между нами говоря) — среда не очень творческая, принято ожидать от маркетолога эдакого нестандартного мышления, креатива, если вам угодно. В моем гардеробе есть пара-тройка вещей, отвечающих этим требованиям. Да-да, выглядеть креативно не сложнее, чем соответствовать классическим канонам, нужно только немного постараться.

Что еще может расположить к вам незнакомого человека? Есть одно невероятно простое, но при этом очень эффективное средство установления дружеского заимопонимания — упоминание имени оппонента. Имя — музыка для ушей его обладателя. Стоит его произнести в первую минуту знакомства — и человек уже более внимательно прислушивается к вам (его же позвали по имени), он невольно чувствует к вам расположение. Завершите это приятное впечатление небольшим комплиментом. Не нужно расточать высказывания о красоте или уме вашего собеседника, в деловом этикете это не принято. Всегда уместны будут фразы, подчеркивающие вашу признательность за встречу. Например, «Спасибо, что нашли время для нашей деловой встречи» или «Мне так приятно познакомиться с вами лично». Не забудьте дома улыбку! Улыбайтесь как можно более искренне и открыто. Улыбка, приветливый тон и дружелюбный взгляд настроят вашего визави на позитивный лад. Какой бы исход ни был у вашей встречи, если вы применили все техники грамотной самопрезентации, при прощании ваш оппонент подумает: «А он хорош!». И будет тысячу раз прав.