Наверх

На вопросы читателей отвечает Коргова Марина Анатольевна, директор «Бизнес-школы» Пятигорского государственного лингвистического университета, доктор социологических наук, профессор, бизнес-консультант, эксперт по вопросам социально-экономического управления.

Ответы на вопросы бизнеса

Уважаемая Марина Анатольевна! У меня к Вам такой вопрос. Я часто сталкиваюсь с молодыми людьми, которые все время чему-то учатся. С одной стороны, это даже хорошо — получают новые знания, постоянно совершенствуются. Но проблема, на мой взгляд, в том, что они уж слишком много учатся и пока ничего не делают. Они посещают тренинги и мастер-классы, повышают квалификацию и долго что-то просчитывают, вместо того, чтобы уже, наконец, начать действовать. Поймите меня правильно! Я не против обучения. Отнюдь. Но меня удручает отсутствие решительности, смелости у молодых ребят, которые только собираются попробовать себя в бизнесе. И вот им уже за 30, а они продолжают работать на кого-то, надеясь, что когда-нибудь, когда сложатся звезды определенным образом, когда чиновники станут добрее, а банки благосклоннее к заемщикам, вот тогда-то они и рискнут что-то открыть… И ведь не открывают. Так вот мой вопрос: согласны ли Вы с тем, что чем больше человек работает на кого-то, тем меньше у него шансов начать собственный бизнес?

Михаил, 52 года, бизнесмен

Уважаемый Михаил! На самом деле у вас два вопроса. Первый касается ребят, которые постоянно учатся, так сказать, накапливают свой потенциал для будущей деятельности. Действительно, такое явление имеет место сегодня. Происходит подмена реальной деятельности предполагаемой. Чаще всего срабатывает синдром отличника, наблюдаемый при перфекционизме. По мнению гуру менеджмента, это, если хотите, заболевание. За ним скрывается нерешительность, боязнь риска, неготовность брать на себя ответственность за решения.
Отвечая на Ваш второй вопрос, скажу, что я с Вами вполне согласна. Действительно, чем больше человек работает на кого-то, тем меньше у него шансов начать собственный бизнес. Это проблема скорее психологическая. Одно дело, поработать в начале карьерного пути (не более трех лет) в чужом бизнесе для опыта и связей. Другое — привыкнуть работать, что называется, на дядю. Привычка не принимать самостоятельные решения, нежелание выходить из зоны относительного комфорта делает свое дело. Здесь могут помочь психологические тренинги. Например, «Волшебный пендель» в исполнении Игоря Романца в московском Центре взаимоотношений или консультация у нас в Бизнес-школе ПГЛУ.


У меня два салона оптики. Цены вполне демократичные, но представлены и известные бренды в сегменте «люкс». Так вот именно дорогие очки и линзы у меня продаются плохо. Решил разобраться, почему так происходит. Оказалось, что мои сотрудники, продавцы-консультанты, буквально экономят деньги клиентов — предлагают сначала самые дешевые модели. Им, видите ли, неудобно называть цены в несколько тысяч, если они по внешнему виду человека видят, что он не настолько состоятелен! Почему, интересно, вопрос о цене пугает продавцов больше, чем покупателей? И правильно ли это — решать за покупателя, какой ценовой сегмент ему подходит? И еще один дополнительный вопрос. Можно ли быть, что называется, для всех? Или нужно уже определиться — либо стать салоном экономкласса и продавать дешевые очки, но массово, либо попробовать сконцентрироваться на люксовых предложениях?

Эдуард, владелец салонов оптики, Кисловодск

Уважаемый Эдуард! Ни в одном европейском или московском магазине я не видела смешения полярных ценовых категорий. Представьте себе, что часы за миллион рублей продаются вместе с часами за полторы тысячи. Сегмент класса люкс — особый сегмент. Здесь нужна другая психология продаж. К ней продавцов нужно специально готовить. Другое дело — представить класс эконом и бизнес-класс в разных залах или на разных витринах. Если Вы решили работать в сегменте люкс, все должно соответствовать: интерьер салона, ассортимент, внешний вид продавца, его умение работать с богатыми клиентами. В регионе Северного Кавказа около 3% населения покупают товары класса люкс, а конкуренции на данном поле практически нет, так что, если правильно поставить дело, бизнес пойдет.