Наверх

На вопросы читателей отвечает Коргова Марина Анатольевна, директор «Бизнес-школы» Пятигорского государственного лингвистического университета, доктор социологических наук, профессор, бизнес-консультант, эксперт по вопросам социально-экономического управления.

Ответы на вопросы бизнеса

Около года назад мы с другом начали совместный бизнес. Он только-только начал приносить ощутимую прибыль. И вот тут у нас с другом появились разногласия. Он свою часть дохода хочет потратить на себя, на семью, а я считаю, что первые серьезные доходы нужно направить на развитие, снова инвестировать в бизнес, улучшить его, чтобы еще через год прибыль, как минимум, удвоилась. Но компаньона мне убедить пока так и не удалось. Не могу же я один вкладывать средства в развитие общего дела? Как бы Вы поступили на моем месте?

Арсен, предприниматель, Минводы

Уважаемый Арсен! К сожалению, ситуация, которая у Вас сложилась, типична для российского бизнеса. Прежде чем начинать дело, надо договориться о «правилах игры». Причем не устно, а письменно. Например, заключить договор о намерениях. В Вашем случае придется менять правила уже по ходу игры. Если Вы не сможете договориться со своим партнером, придется поделить бизнес. По поводу вкладывания денег в бизнес. Существует негласное правило: треть прибыли — на развитие, треть — на функционирование, треть — на удовольствия. Первые три года существования бизнеса, как правило, большую часть денег вкладывают в развитие.


Вам не кажется, что у современной молодежи явно завышены ожидания от работы по найму? Они хотят всего и сразу. Ожидают успеха и признания уже на первом месте работы. Вот у меня совсем небольшой коллектив, но все хотят быть начальниками. Хоть маленькими, но начальниками, а рядовых специалистов нет. Подниматься по так называемой карьерной лестнице никто не хочет, все стремятся по ней взлететь. И это высокое самомнение не дает им, молодым специалистам, задерживаться подолгу на одном месте. Хорошо это или плохо, по Вашему мнению? И что с этим делать?

Геннадий Александрович, Пятигорск

Уважаемый Геннадий Александрович! Я солидарна с Вами. Действительно, молодежь региона, не имея достаточных знаний, навыков, опыта, не обладая необходимыми деловыми и личностными качествами, претендует на быстрое карьерное продвижение и особый статус в организации. Винить в этом надо отсутствие в российских организациях культуры карьерного продвижения и научной системы управления персоналом. Теоретически существуют принципы, методы и технологии управления карьерой сотрудников. Но на практике они не применяются. Карьера у нас — дело случая и связей. Пока так, молодежь считает, что ей все дозволено. Для решения Вашего вопроса необходимо внедрять в организации систему управления персоналом, в которой будут взаимосвязаны технологии отбора, мотивации и стимулирования, обучения, оценки деятельности и карьерного продвижения сотрудников.


Подскажите, пожалуйста, какие методики или приемы, скажем так, выработки «чувства локтя» в довольно большой компании Вам кажутся наиболее приемлемыми? Скажем, мне не нравятся все эти игры в войнушки, лазертаги, «Зарницы», когда коллеги бегают по лесам и полям в странном виде со странными целями… При этом я понимаю, что одним новогодним корпоративом коллектив не сплотить. Что Вы можете мне посоветовать?

Галина, генеральный директор компании

Уважаемая Галина! Действительно, тренинги по командоформированию, которые сегодня проводятся в компаниях, далеко не всегда приводят к нужному результату. Для выработки «чувства локтя» изначально необходимо сформировать такую систему мотивации и стимулирования сотрудников, где каждый работал бы не только на индивидуальный, но и на командный и на общий организационный результаты. Фоном, который поддерживает «чувство локтя», является только корпоративная культура. У нас, в российских компаниях, занимаются чем угодно, только не формированием корпоративной культуры. В советское время успешно формировали коллективы через оптимизацию формальных и неформальных отношений. Можно обратиться к советскому опыту или, к примеру, к японскому опыту создания команд.