Играть или не играть — вот в чем вопрос… - Это интересно - Журнал Реноме Наверх

Наверняка Ульям Шекспир не задумываясь ответил бы на этот вопрос положительно, ведь большинство произведений английского драматурга и поэта играли и играют до сих пор во всех театрах мира. Однако речь в этой статье пойдет не о древнем искусстве лицедейства, а о явлении гораздо более спорном: карточные игры и их место в нашей жизни.

Играть или не играть — вот в чем вопрос…

СЧИТАЕТСЯ, ЧТО КАЖДАЯ ФИГУРА В КАРТАХ ПРЕДСТАВЛЯЕТ ОПРЕДЕЛЕННОГО ИСТОРИЧЕСКОГО ПЕРСОНАЖА:

Царь Давид — король пик
Богиня мудрости Афина — дама пик
Александр Македонский — король треф
Аргина, (анаграмма латинского Regina — королева) — дама треф
Юлий Цезарь — король бубен
Библейская Рахиль — дама бубен
Карл Великий — король червей
Елена Троянская — дама червей

Сейчас в карты играть умеют практически все. Людей, сражающихся в самые популярные карточные игры, можно встретить повсеместно — в автобусах и поездах, на вокзалах и в аэропортах, дома и в гостях, в учебных и медицинских заведениях, и уж конечно — на лавочках во дворах. Я и сама, собираясь в дорогу или на природу в компании друзей, нередко бросаю в дорожную сумку пресловутую колоду. Откуда же появились эти разноцветные картонные прямоугольники? И как возникла страсть в них играть?

♠♥♣♦

У историков существует несколько версий появления игральных карт, однако до сих пор доподлинно неизвестны ни их изобретатель, ни страна, в которой началась история азартных игр. По одной из версий, основанной на данных старинного китайского словаря, карты изобрели в Китае в начале XІІ века, а уже в начале XIII века они получили массовое распространение. Здесь же упоминается о похожих играх, где вместо привычных карт были использованы для игры бумажные таблички, таблички из слоновой кости или дерева, на которых изображались различные фигуры.

Другая историческая версия предполагает, что карты появились в Европе: то ли в XV столетии одновременно с появлением на европейских территориях цыган, то ли были принесены с Востока самими европейцами во время Крестовых походов. Что касается появления карт в России, историки утверждают, что уже в XVII столетии карты получили широкую популярность. Вместе с распространением карточных игр появились и первые осуждения увлечения ими, так как представители духовенства считали это путем к преступлениям и разжиганию страстей. Например, в Указе Петра І в 1696 году говорилось об обязательном обыске заподозренных в намерении играть. В случае обнаружения у них игральных карт провинившихся били кнутом. Но эти запреты и очень жестокие наказания мешали не всем игрокам. Кроме азартных карточных игр, были известны также коммерческие игры в карты, раскладывание пасьянсов и применение карт для демонстрации различных фокусов, что уже тогда считалось явлением «от лукавого».

Не только христианство относилось и относится отрицательно к азартным играм, но и другие религии не одобряют и даже запрещают карточные игры. В исламе наложен запрет на азартные игры, поэтому в большинстве исламских стран они вне закона. В иудаизме карточные игры также запрещены — хотя в Торе нет упоминания о них, игры осуждаются в Талмуде. Главная причина религиозного вето в том, что азартные игры провоцируют неодобряемую страсть к быстрой наживе, а также могут иметь и отрицательные социальные последствия: распавшиеся семьи, суициды, банкротство.

У представителей христианских конфессий есть претензии и конкретно к карточным мастям, которые считаются явным богохульством: они так или иначе сопоставляются с обстоятельствами гибели Христа. Крести означают крест, на котором распяли Иисуса, бубны ассоциируются с коваными гвоздями, которыми прибивали ему руки и ноги, черви — с губкой, которую подносили к губам страдальца, а пики — с копьем сотника, пробившим ребра Христа после его смерти.

Выражение «игра не стоит свеч» пришло из речи картежников, говоривших так об очень небольшом выигрыше, который не окупал стоимости свечей, сгоревших во время игры.
Известная американская компания-производитель игральных карт Bicycle во время Второй мировой войны по заказу правительства США делала специальные колоды, которые отправлялись пленным американцам в немецкие тюрьмы. При намокании на картах проступали кусочки топографической карты, на которой были показаны маршруты побега.

Существует и иная, нерелигиозная логика, объясняющая строение карточной колоды. По ней, колода карт символизирует год: 4 масти — это 4 сезона, 13 карт одной масти изображают 13 фаз луны, а под 52 картами подразумеваются 52 недели года. Если посчитать сумму значений всех карт колоды, то получится 365, то есть число дней в году (с «високосным» джокером — 366). К слову о лунных фазах. Наверное, практически каждая женщина начинала свое знакомство с миром магии, неумело гадая на игральных картах. И с детства нам знакомы непреложные правила этого обряда: гадать на любовь лучше на растущую Луну, карты для расклада нельзя использовать для игр и пасьянсов — для гадания лучше приобрести отдельную колоду, перед раскладом на колоде обязательно должна посидеть нецелованная подруга (до сих пор, правда, непонятно — зачем!) и многие другие тонкости.

♠♥♣♦

НАИБОЛЕЕ ПОПУЛЯРНЫЕ КАРТОЧНЫЕ ИГРЫ

«ДУРАК» — игра появилась в XIX веке в России и поначалу была популярна только у простонародья. Высший свет предпочитал такие игры, как покер, бридж, пасьянс. Однако уже в следующем веке в бывших республиках СССР игра даже по популярности стала тягаться с такими играми, как покер. Доподлинно не известно, почему именно так называется эта игра, но можно предположить, что в то время слово «дурак» было одним из самых распространенных ругательств в стране. В этом и заключался весь интерес игры — оставить в «дураках».
«КОЗЕЛ» — простая и довольно популярная в России карточная игра. Является коммерческой игрой, ориентированной на набор очков во взятках.
«ПОКЕР» — карточная игра, цель которой — выиграть ставки, собрав как можно более высокую покерную комбинацию, используя 4 (старый классический вариант) или 5 карт или вынудив всех соперников прекратить участвовать в игре. Игра идет с полностью или частично закрытыми картами. Конкретные правила могут варьироваться в зависимости от разновидности покера. Обобщающими элементами всех разновидностей покера являются комбинации и наличие торговли в процессе игры.
«ОЧКО», также называемое «двадцать одно очко», или просто «двадцать одно» — русский вариант карточной игры блэкджек. Эта игра, вероятно, была изобретена в СССР как вариант игры блэкджек, в который возможно играть стандартной русской колодой (36 карт) вместо полной стандартной колоды (54 карты), так как в те времена была распространена колода из 36 карт, а колоды из 52 и 54 карт были редкостью. Называется так потому, что для выигрыша надо набрать 21 очко.

И все-таки интересно, почему отношение к карточным играм со временем так менялось? Когда я училась в школе, замеченные за игрой в карты одноклассники вызывались к директору, а на следующий день появлялись в учебном заведении в сопровождении родителей. В институте за игру в карты на территории альма-матер запросто можно было оказаться отчисленным, да и в любом приличном общественном месте картежники стали показателем низкого уровня заведения и просто дурного тона. Куда делась мода раскладывать вечерами пасьянсы или расписывать «пулечку», устраивать вечера, посвященные играм в карты, и открывать для этого отдельные салоны? Ведь умение играть в карты в XIX веке, наряду со знанием французского языка, танцами, верховой ездой, искусством пистолетной стрельбы, считалось признаком светской образованности.

Ответ на этот вопрос прост — со временем карточные игры перестали быть атрибутом одной лишь интеллигенции, а стали уже что называется, народным достоянием. Проделав путь из домов аристократов и великосветских салонов, карты стали популярными и у простонародья — постепенно распространились в крестьянской среде, потеснив традиционные сельские развлечения. И хотя официально люди религиозные по-прежнему осуждали картежников, карты доставали из сундуков именно по церковным праздникам. Со временем в деревне, как и в городе, карточная игра утратила мистический привкус и стала просто способом приятно провести досуг. Развивались промышленность и торговля — и карты стали доступны даже бедноте из глухих деревень.

После революции 1917 года азартные игры исчезли из легальной общественной жизни — просто был фактически уничтожен тот слой населения, который в них играл, посещая клубы и частные собрания. Хотя официально азартные игры не были запрещены, существовали закрытые игорные дома, а позже поклонники карточных игр и вовсе переместились на частные квартиры и в новые, нелегально открытые заведения. Любители перекинуться в карты «на деньги» и «просто так» находились среди богатых и бедных, рабочих и служащих, новой интеллигенции и военных.

Настоящий взрыв интереса к карточным играм появился в России в послевоенные годы, где они приобретают шлейф тюремной и лагерной романтики. Появились «профессиональные» игроки в карты: игроки-мошенники, утвердившиеся в уголовном мире как каталы, — элита шулеров, промышляющих в основном в поездах дальнего следования, где люди от нечего делать соглашались «скатать партейку — другую». Сколько историй с грустным концом разорения произошло именно под мерный стук железнодорожных колес! И как только об этом рассказали СМИ, папа взял с меня торжественное обещание играть в карты только с ним. На спички.

♠♥♣♦

В наши дни в связи с появлением новой ступени азартных игр в виде игровых автоматов и компьютерных игр, массовые игры с бумажными картинками потихоньку отходят на второй план. Однако у обычных людей осталось стойкое негативное отношение к ним еще с советских времен. Видимо, это следствие историй, увиденных в кино и по телевидению, прочитанных в книгах, когда даже известные люди проматывали все состояние, оставаясь ни с чем из-за своего пристрастия к азартным играм. Школьная программа пестрит произведениями классиков о пагубном влиянии карточных и других азартных игр на социальный статус и даже психическое состояние человека: пушкинская «Пиковая дама», «Игрок» Достоевского, «Маскарад» и «Тамбовская казначейша» у Лермонтова наглядно показывают читателям, к каким последствиям может привести страсть к карточным играм. И ведь классики знали, о чем писали, не понаслышке. Александр Пушкин был заядлым игроком, а про то, что Федор Михайлович Достоевский был настоящим игроманом, знают теперь уж все: проигрывался в прах, выпрашивал деньги у беременной жены, а ее оставлял голодать. Впрочем, он и многие свои романы писал только для того, чтобы карточные долги выплатить. И говорил: «Если бы русские писатели не играли в карты, то не было бы русской литературы».

И хотя, к сожалению, игромания как болезнь никуда не делась, она не всегда подразумевает распад личности из-за азартной игры. По мнению психологов, работающих с зависимыми от игры пациентами, игромания есть лишь постоянная потребность в самом чувстве азарта, хотя и действующая негативно на человека в целом. Интересной особенностью психологии азартных игр является тот факт, что обычно игроками становятся мужчины, женщины же крайне редко вовлечены в эту сферу. Скорее всего, это связано с особенностью мужских генов, в которых заложена высокая конкурентная составляющая, ведь борьба и соперничество — важные элементы азартных игр, когда игрок должен обыграть своего соперника, чтобы победить, а мужчины больше склонны к риску и вызову.

Способом лечения игровой зависимости специалисты считают формирование новой системы ценностей у игромана и нового отношения к себе и к окружающим, поиск новых способов получения удовольствия и смысла жизни. Но чтобы не искать решения проблемы зависимости, лучше вообще не садиться за стол с зеленым сукном, чтобы пики, бубны, черви и трефы не затянули вас в порочный водоворот азарта, а фраза «Тройка, семерка, туз» оставалась просто цитатой из классического произведения