Наверх

Это раньше их называли массовиками-затейниками и представляли исключительно с баяном в руках. Современный же ведущий — человек во всех смыслах представительный и для мероприятия важный. В его руках если не все, то очень многое. От него зависит уровень веселья и градус праздничного настроения. О том, как подготовить и провести мероприятие от детского дня рождения до звездной свадьбы, чтобы все остались довольны, расскажут сами ведущие. На одинаковые вопросы отвечают два разных, но в равной степени талантливых и опытных ведущих. Их отличают не только пол и место проживания, но и разные взгляды на некоторые профессиональные темы — оттого еще интереснее!

Развлекательных дел мастер, или Кому доверить праздник?

Дмитрий Фурсов, ведущий (Пятигорск)

Светлана Рябкова, PR-Director компании «Большая Медведица», ведущая мероприятий (Москва)

С чего начинается подготовка любого праздника? И как вообще определить, что должно входить в это блюдо под названием «праздник»?

Д. Ф.: Подготовка к любому празднику должна начинаться с четкого понимания цели и концепции мероприятия. Говоря простым языком, нужно ответить на два вопроса: «Для чего и для кого я хочу организовать это мероприятие, каким я его вижу?» Хочу ли я теплый семейный вечер или «отрывную» вечеринку, а может, торжество должно носить официальный характер или, наоборот, ни к чему никого не обязывать? Второй вопрос касается бюджета, который заказчик готов выделить на мероприятие. Получив ответы на эти вопросы, профессиональный организатор предложит несколько вариантов праздника, которые будут включать различные опции для каждого из пунктов: площадка для проведения мероприятия, способ подачи блюд и напитков (фуршет, банкет и т. д.), техническое оснащение (звук, свет, спецэффекты) и, конечно же, команда исполнителей (ведущий, музыканты, артисты, флористы, декораторы, координаторы и т. д.). И лишь после определения с «ингредиентами» торжества готовится сценарий, прописываются четкие сроки подготовки к празднику: репетиции, съемка видеороликов и т. д.

С. Р.: Подготовка праздника начинается, конечно, с желаний того человека, который его затеял. Без желания ничего не получится, никакой специалист за вас не сделает эмоции и чувства, не сможет удивить друзей и просто создать настроение. Праздник — это прежде всего хорошее настроение, и задает его виновник торжества. Далее идет обстановка, которую мы выбираем, исходя из вкуса клиента. Это могут быть веселые шарики или нежные цветы. Либо жесткий рок-н-ролл. Вариантов много.

Какими качествами должен обладать ведущий мероприятий?

Д. Ф.: Опрятность, ответственность, пунктуальность, хорошая репутация среди коллег и заказчиков, харизма, чувство юмора, эрудиция, интеллект, умение чувствовать и понимать аудиторию. С этим нельзя не согласиться. Ко всем вышеперечисленным качествам я бы еще добавил умение, что называется, быть в теме, умение «быть своим». Если, к примеру, заказчик геодезист, то ведущему необходимо быть осведомленным об основах этой профессии. Поверьте, клиент это обязательно оценит.

С. Р.: Умение общаться с людьми и постараться поймать ту или иную волну. Если ведущий и клиент при встрече уже не понравились друг другу (такое тоже бывает, люди не сходятся во взглядах и по характеру), то лучше даже не начинать работу. Ведущий должен уметь шутить, когда это уместно, и грамотно говорить, обладать определенной харизмой. Научить человека общаться нельзя, это должно быть заложено природой.

Импровизация или четкое следование сценарию — что лучше для ведущего и заказчика праздничного мероприятия?

Д. Ф.: Все опять же зависит от формата и концепции мероприятия. Мне лично кажется, что везде нужно соблюдать баланс. Без сценария — никуда. Он определяет последовательность действий и их продолжительность. Импровизация — это специя, которая делает ваш праздник вкуснее. Главное — не удариться в крайности. Из своего опыта могу сказать, что иногда чаша весов склоняется в ту или иную сторону, поскольку так хочет заказчик. Я лично всегда прошу у заказчика разрешения на импровизацию и прошу установить четкие рамки ее применения. Например, можно ли импровизировать при проведении официальной церемонии награждения или же четко следовать прописанному сценарию? В конечном итоге окончательное решение всегда за заказчиком, но обязанность ведущего — донести до заказчика плюсы и минусы обоих вариантов.

С. Р.: Все зависит от заказчика. Но я всегда отталкиваюсь от сценария, конечно (например, поздравления и конкурсы всегда идут согласно договоренности), но и по возможности импровизирую. Не понимаю ведущих, которые, как на экзамене, просто вызубрили текст и тарабанят его, несмотря на желания гостей и в принципе на обстановку. Нужно улавливать праздник, чувствовать и следовать настроению гостей.

Где проходит эта тонкая грань — если она вообще есть — между профессиональным ведущим и тамадой-любителем? В чем выражается и как ее распознать заказчику еще на стадии переговоров?

Д. Ф.: Грань есть, и я бы не сказал, что она такая уж тонкая. Каждый здравомыслящий человек способен отличить профессионала от любителя. И ту и другую категорию видно сразу. Прежде всего, это манера поведения и понимание (или непонимание) сути своей работы. Во-вторых, это умение слушать и слышать заказчика, предугадать его пожелания и предоставить подходящие варианты их реализации. В-третьих, это готовность сделать все от вас зависящее, чтобы клиент был доволен на сто процентов. Если у ведущего, к примеру, всего три заготовленных сценария на все случаи жизни, от которых он не намерен отклоняться ни на йоту, если ведущий не имеет представления о современных тенденциях в своей профессиональной области, если ведущий позволяет себе пренебрегать пожеланиями заказчика, говоря: «Я сам знаю, как лучше», то я бы не советовал иметь с таким человеком ничего общего.

С. Р.: Очень часто при выборе ведущего руководствуются таким понятием, как медийность. Приглашая в качестве ведущего «звезду», многие ждут больше, чем получают в итоге. Если вам нужно, чтобы перед вами покривлялся известный певец или телеведущий, то это одно дело, а если вы хотите, чтобы вам и вашим гостям уделяли внимание, то нужно выбирать именно ведущего, а не актера, подрабатывающего тамадой, который будет развлекать вас шутками на тему закулисья отечественного шоу-бизнеса.

Что страшнее — бородатые шутки или пошлые конкурсы?

Д. Ф.: И то и другое плохо. Но пошлые конкурсы, по моему мнению, во много раз хуже и опаснее бородатых шуток.

С. Р.: Кому как. Мне кажется, что бородатые шутки.

Где, как Вам кажется, проще вести мероприятие — в крупных городах (в частности — в столице) или в провинции? Что здесь играет свою роль — степень искушенности публики, бюджет, запросы…

Д. Ф.: Мне лично кажется, что вести мероприятие сложно везде. Все эти параметры, указанные в вопросе, нужно учитывать повсеместно. Заказчик есть заказчик. Каждый хочет, чтобы его мероприятие прошло весело и запомнилось ему и его гостям. Главное для ведущего — досконально изучить аудиторию, ее национальные, социальные, культурные, религиозные и другие особенности. Если ведущий понимает, что эта аудитория ему не по зубам, то лучше отказаться от проведения мероприятия и порекомендовать другого специалиста, который объективно лучше справится с проектом.

С. Р.: Мне проще в крупных городах. Возможно, я просто уже привыкла к этой публике и чувствую ее. Публика — как компания — где-то ты как в своей тарелке, а где-то нет. Мне нравится, когда человек внятно объясняет, чего он хочет. И если его желания поддерживаются еще и достатком бюджета, вообще отлично. Сложно работать, когда человек, грубо говоря, хочет получить праздник на миллион, а в кармане у него 3 рубля. Это невозможно. В провинции, мне кажется, люди более сговорчивые, но не менее требовательные. Словом, везде свои нюансы.

Часто ли приходится отговаривать заказчиков от чего-то, если Вы как профессионал видите, что это не вписывается в концепцию праздника или просто может все испортить? И что, если заказчик все-таки настаивает, руководствуясь известным правилом «Кто платит, тот и заказывает музыку»?

Д. Ф.: Да, часто. Однако это легко, если вы правильно выстраиваете диалог и показываете заказчику, что вы заинтересованы в успехе мероприятия больше, чем он сам. Задача ведущего — правильно объяснить, почему нужно отказаться от чего-то одного в пользу чего-то другого. Но никогда не забывайте главное правило маркетинга: «Клиент всегда прав!», а это значит, что окончательное решение все-таки за ним. И если заказчик на чем-то настаивает, будьте добры исполнять это досконально и с улыбкой на лице.

С. Р.: Я всегда высказываю свою точку зрения, даже рискуя потерять клиента. Но, если уж он настаивает, то уступаю — ему виднее. Все таки это правда, что желание клиента — закон. Помню, как однажды отговаривала жениха, который хотел зайти в зал с невестой под музыку из «Крестного отца», но он настаивал, да и невеста была не против, так что пришлось согласиться, хотя для меня это более чем странно.

Есть какие-то кардинальные отличия требований, выдвигаемых заказчиками, за последние 3–5 лет? Что изменилось и в какую сторону?

Д. Ф.: Каждый год появляется огромное количество технических, творческих, дизайнерских, кондитерских и другого рода новинок. Это хорошо, поскольку позволяет тебе как исполнителю реализовать практически любой проект и сделать его индивидуальным. В целом все изменилось в лучшую сторону. Заказчики становятся все более требовательными. Конкуренты тоже не стоят на месте. Все это придает тебе невероятный энергетический импульс, который позволяет двигаться вперед еще быстрее.

С. Р.: Есть. Все хотят сделать дорого и красиво, но не хотят платить (смеется). В этом, пожалуй, главная особенность.

Что сложнее — утвердить сценарий или провести уже сам праздник?

Д. Ф.: Провести праздник. Бумага, как говорится, все терпит. То, что ты представил заказчику в сценарии, — это одно. На стадии обсуждения проекта у заказчика появляются определенные ожидания. Прежде всего эмоциональные. В его сознании возникают определенные образы, в его душе — определенные ощущения. На тебе лежит ответственность — понять эти ожидания и выложиться на двести процентов, чтобы их оправдать. Оговорюсь: ожидания должны быть реалистичными, и ваша задача как профессионала — правильно их скорректировать. Вы четко должны объяснить своим клиентам, что вы в силах сделать, а что нет, учитывая время и бюджет, отведенные на подготовку мероприятия.

С. Р.: Утвердить сценарий.

Как Вы относитесь к школам ведущих? Можно научить быть ведущим?

Д. Ф.: Положительно. И всячески рекомендую своим коллегам принимать в них участие. На каждом тренинге, семинаре, форуме можно почерпнуть что-нибудь полезное. Можно ли научиться быть ведущим? Можно научиться многим навыкам, о которых мы говорили ранее, но нельзя научиться правильной энергетике, порядочности и человечности. Я лично считаю, что это применимо к любой сфере деятельности, ведь в любой профессии есть «Моцарты» и есть «Сольери».

С. Р.: Это все бред. Не научите! Вот на примере детей объясню. Посмотрите на детскую площадку — малыши одного и того же возраста сильно отличаются, одни бегают, прыгают, ни секунды на месте, успевают с другими детьми знакомиться, всюду суют свой нос, а другие столбом стоят возле мамы, их не расшевелить. Вот скажите, можно такого человека в будущем научить быть ведущим? Ответ ясен — нет.

Дайте совет Вашим потенциальным заказчикам — на что обращать внимание при выборе ведущего? Что здесь важнее — первое впечатление, собственные наблюдения, мониторинг так называемого сарафанного радио, видеоролики в сети, демонстрирующие умения того или иного профессионала event-индустрии?

Д. Ф.: Отвечу на этот вопрос словами моего краснодарского коллеги Самира Азаряна: «Главное при выборе ведущего, чтобы он подходил вам эмоционально и энергетически». Все остальное вторично, хоть и немаловажно. Уважаемые заказчики, настоятельно рекомендую вам лично встречаться с каждым кандидатом на роль ведущего вашего торжества. Присмотритесь, прочувствуйте и четко поймите, будет ли вам комфортно работать с этим человеком и готовы ли вы доверить ему важное событие вашей жизни? Хотите вы этого или нет, но вам придется стать с этим человеком пусть не друзьями, но хорошими приятелями. Вам нужно будет раскрыть этому человеку некоторые стороны вашей личной жизни, чтобы избежать неловких ситуаций на самом торжестве. Вызывает ли этот ведущий у вас доверие? Часто клиенты при выборе ведущего ориентируются на цену. Это правильно, но ставить величину гонорара во главу угла при принятии решения тоже не совсем верно.

С. Р.: Главное, чтобы понравился сам человек. У меня, например, нет ни одного видеоролика. Клиент смотрит на меня и понимает: есть у нас что-то общее или нет. Если есть, мы можем начинать работать. За 5 лет работы у меня был только один отказ и тот — по нелепой причине.

По какой причине Вы можете отказаться вести мероприятие?

Д. Ф.: Прежде всего, это морально-нравственные принципы. Я не провожу открытия заведений с заведомо сомнительной репутацией. Помимо этого, если я понимаю, что не смогу реализовать цели, поставленные передо мной заказчиком в силу каких-либо факторов (недостаток времени для подготовки, недостаток опыта в определенной сфере и т. п. ), то я отказываюсь его проводить и рекомендую того специалиста, который сделает это лучше меня.

С. Р.: Есть несколько причин. Если я чувствую, что клиент хамит. Если нет предоплаты. Если у меня вызывает сомнение место — я не провожу мероприятия в бане, дома и т. д.

У Вас есть что-то типа дневника новых идей? Запас конкурсов и тостов, папка с интересными видео… Вы согласны, что все, что Вы делаете, проводя то или иное мероприятие, уже кто-то когда-то делал, и Ваша задача — просто сделать это достойно или даже лучше?

Д. Ф.: Я стараюсь дисциплинировать себя, записывать все идеи, которые приходят в голову. Сами знаете, идеи так же быстро исчезают, как и приходят. Практически всегда фиксирую интересное из увиденного мною на различных семинарах и тренингах. Часто обмениваюсь опытом и идеями со своими коллегами. Несомненно, все новое — это хорошо забытое старое. Главное — не переставать искать новое, уметь правильно это подать, подогнать под формат мероприятия, искусно соединить несколько компонентов для получения уникального продукта.

С. Р.: Как вам сказать… В нашей жизни все уже кто-то и когда-то делал. Поэтому нужно только усовершенствовать. Но у меня есть фишки, которые я придумываю сама. Хотя, знаете, я не проверяла, может, кто-то их тоже придумал уже до меня…

Что делать, если гости не смеются, на шутки не реагируют, в конкурсах принимать участие отказываются и вообще им скучно?

Д. Ф.: Не отчаиваться. Искать новые подходы к публике. Пробовать новые шутки, перевести юмор в другое русло. Главное — будьте честны с собой. Если вы понимаете, что вы делаете все, что в ваших силах, то успех вам обеспечен.

С. Р.: Да, такое бывало. Ничего с этим не поделаешь. Я продолжаю вести мероприятие, а там уже дело каждого, как себя вести. Обычно 2–3 активиста все равно находятся.

Вы помните свое первое мероприятие? Что это было и как Вы себя чувствовали? Что бы Вы посоветовали себе с позиции сегодняшнего опыта?

Д. Ф.: Да, это был октябрь 1997 года. Учителя гимназии, в которой я в то время учился, попросили провести корпоратив, посвященный Дню учителя. Поскольку все были, как говорится, свои, я чувствовал себя легко. Если бы я обладал на то время сегодняшним опытом и знаниями, то посоветовал бы себе быть собой, разумно подражая лучшим в этой профессии.

С. Р.: Я помню, это была сразу новогодняя ночь. Благо мы вели мероприятие с партнером. Он был более опытный, и мне не так страшно было. Правда, он постоянно меня перебивал, ничего не давал сделать и толком вести мероприятие. Ну да ладно… Зато мне было легче. Сейчас вспоминаю и думаю: нужно было не нервничать, компания попалась веселая, готовы были на многое…

Вам приходилось вести мероприятия, на которых Вас не пытались бы угостить, напоить и вообще присоединить ко всеобщему веселью?

Д. Ф.: Все зависит от того, как ты себя позиционируешь. Не ошибусь, если скажу, что как минимум на половине мероприятий получаешь предложение присоединиться к застолью. Как правило, гости спокойно принимают отказ, когда ты объясняешь им, что на работе не пьешь. Могу припомнить только одно мероприятие, на котором отказ был воспринят в штыки.

С. Р.: Да, было, конечно. Сегодня это нормальная практика, когда ведущего не приглашают за стол. Экономят, наверное, все ведь дорого сейчас (смеется). Но на самом деле это правильно. У них праздник, а у меня работа. А на работе люди не чаи гоняют. Хотя вот кофе и шампанское все равно предлагают почти всегда.

Каково это — работать, когда все отдыхают?

Д. Ф.: Работа есть работа. У каждой свои особенности. Сначала было трудно, но года через два сознание полностью обновилось, и теперь воспринимаешь это как должное. Ни за что бы не променял свою работу на другую. Я счастлив, что мое хобби стало моей профессиональной деятельностью.

С. Р.: Да это просто отлично! Мне нравится создавать людям праздник. Особенно, когда в конце тебя искренне благодарят. Это ничем не заменишь. Я очень рада, когда вижу, что плод моего труда получился на славу и создал всем людям хорошее настроение. А хорошее настроение — залог счастья!