Наверх

У этого символа множество имен, главное, но при этом редко используемое, из которых — октоторп. однако до недавнего времени он был для нас исключительно «решеткой». А теперь вот — хештег. Пользователи социальных сетей и маркетологи хорошо знакомы с хештегами. Созданные для сортировки информации, они быстро превратились из способа маркировки в отражение духа времени, инструмент социальных акций, лексическое явление и просто раздражающее нагромождение символов в Instagram. Попробуем разобраться в том, как люди и бренды используют # в социальных сетях, рекламных кампаниях и реальной жизни и зачем им это нужно.

За решеткой

В 2014 году слово «хештег» было добавлено в Оксфордский словарь, получив официальный лексический статус через 7 лет после первого появления символа # в Twitter. Возможность метапоиска по хештегам в социальной сети появилась не сразу: в штаб-квартире Twitter, видимо, не оценили идею использования #. Кто же знал, что примитивный способ сортировки информации позволит извлечь из неупорядоченной среды социальных сетей вполне внятную статистику, отражающую главные тренды и общественную реакцию на них.
Люди используют символ # перед словосочетанием или просто словом, чтобы следить за интересующей их темой или сделать свои публикации видимыми для определенной целевой (и не только) аудитории. Это самое простое объяснение тому, что в соцсетях скрывается за этой самой решеткой. И если раньше это касалось только Twitter, который, сначала нехотя, а потом все более входя во вкус, и создал культуру хештегов, то сегодня это признак практически всех популярных соцсетей, превративших этот простейший символ в реально действующий маркетинговый инструмент. Хештеги быстро стали популярны даже в рекламе и телевидении. Помните, как ТНТ привлекал внимание зрителей к своим новогодним эфирам? Просто использовал хештег #почувствуйнашновыйгод.

#КАКПОЛЬЗОВАТЬСЯ

Пользоваться хештегами легко: достаточно добавить значок # перед любым словом или набранной без пробелов фразой, и они автоматически превратятся в хештег, в результате поиска по которому можно получить все сообщения или страницы с такой же маркировкой от других пользователей. То есть #инстачайник будет искать всех инстачайников. Хештег может быть на любом языке, в любом падеже, любого рода и склонения, может быть цифрой, буквой или абракадаброй, лишь бы без пробелов.

Важно понимать: сегодня хештеги приносят больше очевидной пользы брендам, нежели простым пользователям. Если человек размещает посты с названием бренда, последнему будет намного проще найти своих клиентов. Вообще, с хештегом все намного проще, чем с другими видами поиска, ведь в нем не стоит вопрос написания — слитно, через дефис, не учитывается регистр. Также с помощью этого инструмента легко находить так называемых лидеров мнений, которые могут воздействовать на общественное мнение. И если для многих пользователей это скорее веселая забава, то для бренда — мощный инструмент, который он может использовать, чтобы как минимум делать свой контент интереснее.

Главный парадокс хештегов в том, что, чем они популярнее, тем меньше от них пользы. Редактор The New York Times Дэниел Виктор доказал это математически: по статистике Twitter, в 2013 году хештег SuperBowl (Суперкубок по американскому футболу) был использован примерно 3 миллиона раз в течение пятичасового финального матча Национальной футбольной лиги. А это 167 твитов в секунду. То есть у гипотетического пользователя, кликнувшего на #SuperBowl, есть ровно 0,17 секунды на то, чтобы увидеть каждый твит на первом экране. Получается, люди, которые пользуются популярными или универсальным хештегами с целью увеличить свою аудиторию или даже просто быть услышанными, — жертвы очередного мифа. Но это искреннее заблуждение можно понять, гораздо сложнее смириться с сознательным злоупотреблением #, корни которого кроются, видимо, в полном непонимании функции хештегов. Daily Mail, например, приводит статистику британского турагентства, из которой следует, что больше половины опрошенных в ходе исследования людей ставят # к фотографиям из отпуска для того, чтобы вызвать у своих друзей зависть.

#КТОЭТИЛЮДИ

Кто эти люди, которые сегодня буквально жить не могут без систематического использования хештегов, и зачем они это делают — тема отдельного научного исследования. И у нас есть все шансы в скором времени его увидеть, потому что социальные психологи не могут сегодня не интересоваться природой хештега как одного из главных элементов интернет-культуры. Хештеги можно условно разделить на два типа.

Серьезные хештеги сопровождают посты на актуальные общественные темы: терроризм, политические протесты, экономические кризисы, феминизм и т. д.

Хештеги-мемы распространяются по соцсетям со скоростью лесных пожаров и также быстро выходят из моды и проскакивают в ленте.

Разумеется, разными типами хештегов пользуются совершенно разные люди. Первая категория пользователей формирует повестку дня в социальных сетях, занимается тем, что сегодня принято называть hashtag activism. Гораздо больший научный интерес вызывает вторая категория — люди, которые используют хештеги в качестве семантического клея. Для них # стал не более чем способом выразить свои чувства или — банально — привлечь к себе внимание.

Давайте признаемся, для нас с вами, обычных граждан своей страны, метка под картинкой в Instagram (если, конечно, мы ее оставили) нужна именно для того, чтобы другие пользователи видели, понимали и, да, завидовали. А как еще отреагировать зимним вечером на #доминиканаморесолнцесчастьеваляюсьнапляже?!

#КАКВЫБИРАТЬ

Если вы действительно хотите, чтобы вас услышали и заметили в потоке таких же любителей тегов, то нужно учитывать, что правильный выбор ключевых слов — половина успеха при использовании хештегов. Например, вы публикуете в Facebook заметку о поисковой оптимизации. Чтобы ее заметили пользователи, интересующиеся поисковым маркетингом, вы добавляете тег #SEO. В этом случае ваш контент останется практически незамеченным, так как указанным хештегом пользуется только англоязычная аудитория Facebook. Чтобы публикацию заметили соотечественники, используйте не совсем правильный, но всем понятный #СЕО.

Пользователей в Instagram очень много, фотографий — еще больше. Если вы ставите популярный хештег типа #instagram, то он будет проскакивать как таракан без очереди — вы и ваши подписчики просто рискуете его не увидеть. При наличии огромного потока свою фотографию порой трудно заметить. Кроме того, фото при просмотре по хештегам отображаются нелинейно. То есть только что добавленные не обязательно будут сверху. Они могут быть и ниже. А сверху окажутся те, у которых больше лайков за сутки, к примеру. Тут уж как повезет.

В социальных сетях, ориентированных на визуальный контент, проще говоря, на фото и видео, принято отмечать сообщения большим количеством тегов. Считается, что с каждой новой меткой количество просмотров увеличивается. Однако в сетях, ориентированных на смешанный контент, такой подход не работает. Пользователи воспринимают сообщения с большим количеством хештегов в качестве спама. Кроме того, избыточное количество гиперссылок в заметке уменьшает ее читабельность и визуальную привлекательность. Так что, если не хотите утомить своих подписчиков, не пытайтесь уместить в один хештег #всюсвоюуникальнуюидеюкотораяперевернетвесьмир.

Публикуя контент в Facebook, Google+, Twitter, лучше использовать не более одного-двух тегов. Кроме этого, как минимум половина ваших публикаций не должна содержать гиперссылок. Все-таки они отвлекают пользователей от содержания заметки, поэтому, возможно, и не стоит включать их в каждое сообщение. Хотя тут каждый решает сам. Так что смело отправляйтесь в соцсеть и находите свои #аргументывпользухештегов. И обязательно поищите #Renome. Будет на что посмотреть.