Наверх

Несмотря на изменчивость моды, в ней все-таки есть что-то вечное. И речь совсем не о том, что периодически возвращается в статус тренда. Есть такие элементы, которые из моды просто не выходят, наоборот — из года в год появляются в коллекциях самых именитых дизайнеров. Самый яркий пример — знаменитый орнамент тартан, известный всем как шотландская клетка. Но о многих его секретах мы даже не догадывались.

На клеточном уровне

Историки моды до сих пор спорят о том, кто же первым облачился в клеточный орнамент: то ли римляне, то ли скандинавы, а может, даже жители Древней Руси. Однако уже давно укоренилась легенда о том, что именно шотландский килт подарил миру незабвенную клетку, которую порой так и называют — шотландка. Названий у нее действительно много, но самым правильным является «тартан». Первоначально это слово обозначало принцип плетения ткани: каждая нить проходит над двумя другими, затем под двумя и так далее. Но со временем появлялись новые краски для окрашивания ткани, новые пропорции и вместе с тем новые традиции. Каждый род проектировал свой тартан, после чего он ткался вручную из шерсти домашних овец и становился традиционным клановым атрибутом. Поэтому по одной только расцветке одежды можно было легко определить, откуда человек родом.

Вскоре клетка очаровала и жителей Великобритании. Королева Виктория и принц Альберт были в восторге от клеточного орнамента: сначала он украшал стены дворца в Балморале, затем костюмы гвардейцев, а впоследствии был создан новый вид этого орнамента — «Принц Уэльский». Его создателем стал сам Эдуард VII — сын королевы Виктории и большой ценитель моды. За основу принц взял разновидность шотландской клетки «гусиная лапка» и пустил поверх базового принта, образованного сочетанием двух цветов. Именно благодаря англичанам тартан стал олицетворять аристократичность и элегантность. Но затем история шотландки принимает неожиданный оборот. В 1970-х годах, вопреки устоявшимся стереотипам об аристократичности этой ткани, она становится атрибутом внешнего облика неформалов. Юбка в клетку, которая была на порядок короче, чем килт, массивные черные ботинки и обилие металлических аксессуаров стали неотъемлемой частью образа панка. Теперь клетка стала символом бунтарства, вызовом чопорности англичан. Кстати, именно неформалы распространили моду на клетку в массы. Шотландка прижилась и на Диком Западе — ковбои с гордостью носили рубашки в клетку, на которых обязательно присутствовали карманы. Практичность ведь никогда не помешает.

Невозможно не упомянуть о преппи-стиле, взявшем свое начало от школьной формы для воспитанников престижных учебных заведений. В XIX веке подобную школьную форму из тартана начали шить в Японии, и с тех пор восточные ученики тоже облачились в клетку. Местные школьницы, желающие отойти от обыденности, и сейчас носят клетчатые мини-юбки, тем самым выражая свой бунтарский дух. Это даже стало отдельным течением в современной уличной моде.

Если в прошлом шотландский орнамент имел всего до пятнадцати разновидностей и носили его лишь некоторые группы людей, то сегодня тартан — это целая индустрия. Как вы думаете, сколько видов клетчатого узора существует в наши дни? Сложно представить, но их уже более 6000! Получать такие точные данные позволяет специально созданная система обозначения и регистрации. В 1950 году Дональд Стюарт, автор книги «Сочетания ниток в шотландских тартанах» (The Setts of the Scottish Tartans), предложил каждому тартану присваивать определенный код по количеству ниток каждого цвета. Код этот называется «синдекс» и состоит из сочетания цифр и букв (буквами обозначается цвет, а цифрами — количество ниток). Например, синдекс тартана Макдоналд выглядит так: R72 G4 R10 G32. Это значит, что орнамент составляют 72 красные нитки, 4 зеленых, 10 красных и 32 зеленых. Затем эта комбинация повторяется в обратном порядке, ведь в большинстве тартанов орнамент симметричен. Сокращенная цветовая формула (slog) этого тартана будет RGR: GRG (красный-зеленый-красный: зеленый-красный-зеленый). Итак, благодаря Стюарту у каждого орнамента появилось свое обозначение, но теперь их нужно было где-то фиксировать. Именно для этого в 1963 году была создана специальная организация — Общество шотландских тартанов. С тех пор любой клан, город, страна, компания или даже один человек могут зарегистрировать свой рисунок.

Собственный тартан есть и у известнейшего британского бренда. Burberry и клетка — практически синонимы для миллионов людей, настолько сильное влияние оказал когда-то новый орнамент на этот бренд и всю индустрию моды. Сложно поверить, но изначально компания не использовала клетку в своих коллекциях. А в 1924 году произошло то, что навсегда изменило концепцию бренда: продавец магазина Burberry выставил на витрину расстегнутое пальто. Клетчатая подкладка понравилась клиентам даже больше, чем само пальто, и сразу стала хитом продаж. Орнамент тут же зарегистрировали и дали название — Novacheck. Любовь к нему не ослабевает вот уже 90 лет!

Мода на клетку не проходит, просто иногда отходит на задний план, чтоб спустя недолгое время ее выход на авансцену был более эффектным. Это именно то, что мы видим сейчас: практически каждый дизайнер в этом сезоне обыграл всеми любимый принт. Американский бренд Rodarte на своем показе осень-2014 вновь удивил публику эклектичными образами. Сложное сочетание в одном образе зебры и леопардового принта, кожаных ковбойских шортов и богемного атласного пиджака. Выходы моделей в клетчатых рубашках тоже шокировали публику, ведь они были надеты поверх короткого кожаного топа, в сочетании с абсолютно строгой юбкой делового стиля. Аксессуары также были из совершенно разных направлений: ремни с массивными металлическими пряжками и бейсболки, надетые козырьком назад. Пожалуй, самые логичные образы составили свитера в черно-белую клетку, обнажающие плечи, и юбки из тонкой шерстяной ткани.

Если к видению молодого бренда Rodarte мир моды только оценивающе присматривается, то вкус и стиль Chanel — вне обсуждения. На Неделе моды в Париже Карл Лагерфельд представил новую коллекцию Chanel весна-лето — 2014. Строгость и лаконичность кроя были разбавлены смелой цветовой гаммой — от ярко-розового, красного и желтого до пастельных тонов, голубого и бежевого. Естественно, не обошлось без визитной карточки дома моды — черно-белых костюмов с тонкой полосой у подола. Большая часть коллекции выполнена из тончайшего букле с клеточным орнаментом, что создает ощущение легкости и воздушности — прекрасное сочетание для весеннего образа. Невозможно не обратить внимание на чудесные аксессуары, которые, вероятно, возглавят в этом году многие списки must have: массивные квадратные браслеты, украшенные невероятно большими жемчужинами кольца и ожерелья.

Вот уж кто в этом сезоне отдал безоговорочное предпочтение тартану, так это французский дом моды Balmain. Как правило, бренд демонстрирует вечерние платья для особенных случаев, но в этот раз стиль был совершенно другой. «Я знаю, как выглядит девушка в стиле Balmain в вечернее время, но я также хочу знать, как она выглядит в 9 утра», — заявил креативный дизайнер модного дома Оливье Рустан. Гостям Недели моды в Париже была представлена коллекция а-ля 80-е с элементами рок-н-ролла, что уже само по себе довольно смелое решение. Основными принтами стали классические орнаменты — полоска, клетка и гусиная лапка. Грубоватые куртки-бомберы и спортивные свитшоты составили прекрасную пару юбке-карандаш. А костюмы из денима в клетку, местами отделанные сеткой, напоминали карту мира, сотканную из голубых островков. Образы пестрели яркими сочетаниями ткани и рисунка, вероятно, именно поэтому дизайнеры практически отказались от аксессуаров — единственным украшением были ожерелья в виде металлической цепи.

Уследить за всеми модными тенденциями достаточно непросто даже профессионалам. Однако, имея в гардеробе пару-тройку вещей из тартана, вам с легкостью удастся создать модный образ, ведь в 2014 году клетка — самый желанный гость на всех подиумах мира и в гардеробах всех уважающих себя модниц.