Влюбленная в PR - Профессионал в юбке - Журнал Реноме Наверх

При правильном подходе и сильной мотивации научиться можно всему. Информации вокруг много, неизученного еще достаточно, было бы желание да немного свободного времени и умения правильно определять приоритеты. Словом, завет учиться, учиться и еще раз учиться актуален и сегодня. Об это нам рассказали руководители школ самых разных направлений. Не средних, общеобразовательных и обязательных для всех, а таких, в которые мы приходим за знаниями и практическими умениями уже осознанно. Например, что бы выучить иностранный язык, научиться танцевать или повысить свой профессионализм.

Влюбленная в PR

Текст | Наталья Рахно, PR-консультант, кандидат политических наук, доцент кафедры конфликтологии, связей с общественностью и журналистики Института Международных отношений, ПГЛУ
Фото | Алексей Дегтев
 

Наверное, я счастливее многих. У меня интересная работа. И самое главное — она любимая. Чего можно еще желать? Только постоянного совершенствования и высоких результатов.

Я — PR-специалист. Это престижная, модная и для многих по-прежнему загадочная профессия. Наш регион только- только подходит к тому, что, если хочешь быть успешным, на шаг впереди конкурентов, а, может, на все 10 шагов, в процесс управления предприятием необходимо внедрять связи с общественностью.

Что такое PR?

Специфика этой работы такова, что PR-специалисты работают с невидимой материей — с информацией, которой обволаки­вают, «оборачивают» любое действо, товар или услугу. Начи­нать работать в этой сфере семь лет назад, признаюсь, было тяжело. В нашем регионе не было ни толковой профессио­нальной литературы, ни специализированных курсов, не было света в конце того самого тоннеля, который мог дать ответ на самый главный вопрос: что такое PR?

Политика и бизнес посредством манипулятивных технологий и навязывания определенного мнения потребителям сформи­ровали негативное восприятие PR, который в обществе ассо­циируется только с обманом.

На деле же PR — это выстраивание благоприятных, открытых и гармоничных отношений как внутри организации, так и за ее пределами. PR занимается созданием образа продукта, услу­ги, компании, территории, человека в информационной среде, разработкой информационной политики, мониторингами, ор­ганизацией специальных мероприятий и многим другим. Все перечисленное мной — бесконечно интересные механизмы, я бы сказала, вечный двигатель большого социума.

Пять отличий PR в России и Европе

В Россию PR пришел чуть более 20 лет назад, в то время как в США, например, он существует более 50-ти лет, а в Ев­ропе — более 40. Как ни странно, за такую большую исто­рию сообщество специалистов так и не пришло к единому, унифицированному определению этой деятельности. Если, к примеру, в 2005 году определений PR было более пятисот, то сегодня их уже порядка двух тысяч.

Отличий российского PR от европейского достаточно много. Это, во‑первых, сама система образования и подготовки квали­фицированных кадров. В нашей стране в вузах существуют спе­циализированные факультеты, в то время как за границей это чаще всего факультативы в рамках подготовки журналистов. От­сюда вытекает еще одно отличие: в России PR — это социальная дисциплина, которая базируется на управлении, социологии, психологии, а в США и Европе — филологическое направление.

Безусловно, система public relations за границей намного мас­штабнее и сами люди готовы к «потреблению» этой деятельно­сти. Однако, отечественные механизмы, которые сформирова­лись и базировались на уникальности российского менталитета и на лучшем мировом опыте, дали свой результат: российская школа public relations — лучшая.

Нашим специалистам пока не хватает опыта, а, может, и неко­торой наглости — в нас пока еще стоят внутренние ограничи­тели, которые основаны на общенациональной морали, этике и нравственности, от которых мы не сможем отказаться. Все это, на мой взгляд, приводит к тому, что пока российские PR- специалисты зачастую проигрывают информационные про­тивоборства на международном уровне. Но здесь есть много подводных камней, и это — отдельная тема для обсуждения.

Важно отметить, что развитие PR, который каких-то 10 лет на­зад считался в ряде случаев инновационной функцией общего менеджмента, приводит к тому, что PR со временем выльется в новую науку. Все предпосылки для этого есть. Осталось чуть- чуть: истории и практики.

Пиарщики — кто они?

Уж поверьте, это очень активные и целеустремленные люди! Наша профессия обязывает постоянно учиться, быть креатив­ным, гибким и адаптивным. Основополагающей задачей для специалиста является умение найти общий язык и взаимопони­мание с людьми, которые его окружают, ведь у всех у них разные интересы и сферы деятельности, разные характеры и желания.

На деле мы — борцы невидимого фронта. Нас мало кто зна­ет, а хвастать нашими заслугами не принято в принципе. Мы гарантируем вам результат, праздник, событие. И получаем удовольствие, находясь в стороне, созерцая ваши улыбки

Да-да! Мы дарим вам эмоции, ощущения, знакомим с чем-то новым. Все должно происходить естественно, само со­бой. А самое главное — мы всегда внимательно вас слушаем, ведь наша задача дать клиентам больше, чем они ожидают, предвосхитить все то, о чем вы даже не задумывались.

Меня часто спрашивают, легко ли быть пиарщиком? Нет. Но очень интересно. Сложность заключается в том, что руково­дители многих компаний считают вложение в PR выбросом денег на воздух, забывая или порой не зная, что любому ка­чественному и эффективному рекламному или маркетинго­вому действию всегда предшествовал PR.

Трудность заключается и в доверии. PR-кампании реги­онального уровня позволяют мне сделать следующий вы­вод: порой очень сложно до заказчика донести мысль, что достижения поставленной цели не всегда будут соответ­ствовать его представлениям. Это вовсе не означает, что специалист непременно должен восхвалять величие руко­водителя на каждом шагу. Люди сами должны вас выбрать, полюбить и захотеть с вами не расставаться.

Я приведу свой излюбленный пример. Представьте, что вы проходите мимо музыкального магазина, а там — выве­ска: «Купите пианино, балалайка — в подарок». Это рекла­ма и маркетинг. А вот когда вы сами приходите в магазин и просите продать вам пианино, это уже постарался PR. И, согласитесь, все эти невидимые механизмы гораздо тонь­ше и ювелирнее.

Качество PR

Все слышали о черном PR. Как он выглядит на деле и чем от­личается от нашей профессии, мало кто знает. Скажу одно: методы порой используются одни и те же. Только в случае качественной профессии мы никогда не занимаемся пропа­гандой (за исключением, пожалуй, здорового образа жизни), обманом или навязыванием.

PR, правда, может стать и опасной профессией, ведь его качество зависит, прежде всего, от качеств человека, от его намерений. Как часто вы сталкивались с тем, что приняли ре­шение, которое не собирались принимать вовсе? Приобрели вещь, которая вам не нужна? Оказались не в том месте и не в тот час. Случайно?.. Думаете?..

Я абсолютно убеждена: работать в этой профессии должны только люди с устойчивыми моральными и нравственными принципами. Работа в сфере связей с общественностью — это внутренняя ответственность за свои собственные дей­ствия, за последствия, с которыми столкнутся все те, кто пересекся с нашей работой.

Вы думаете, я не бываю жертвой PR? К сожалению, выхо­дя из кабинета заказчика, разработав для него стратегию очередных сезонных скидок, я сталкиваюсь с красивой ви­триной, за которой мне магически подмигивает вывеска «SALE — 50%». И я больше не специалист, я простая, сла­бая, хрупкая женщина…

Требования

Контингент пиарщиков в нашем регионе — это тоже критерий (и не всегда положительный) восприятия нашей профессии. Специалисты еще только начинают появляться. И я глубоко убеждена, что подобная профессия должна подкреплять­ся, прежде всего, высшим образованием. Вы же не пойдете ставить пломбу к стоматологу-самоучке? Так и здесь — мы должны быть специалистами с образованием. Да и сама про­фессия накладывает определенный отпечаток — постоянно учиться, постоянно держать руку на пульсе. И не важно, где этот пульс — в Лондоне или Москве, меня никогда не останав­ливали расстояния в погоне за страстью к PR.

Знаете, что самое ценное я привожу из командировок и всег­да беру в ручную кладь? Книги по рекламе и PR.

Как вы думаете, что нас отличает от всех остальных? Пока другие видят проблему, мы уже предлагаем пути ее решения. У нас нет времени, мы работаем с информацией, а время — это самый ценный ресурс.

Еще один наш важный ресурс — это слово. Специфика про­фессии такова, что нам приходится очень много говорить! Речь — это единственный ключ к вашим сердцам, един­ственный способ вас убедить! Доказано: женщине для пол­ного счастья в день нужно выговаривать около четырех тысяч слов, но моя доза многократно превышена. Именно поэтому мне сложно описать счастье одним словом. Впрочем, это уже совсем другая история.

Мужчина и женщина в PR

Я, правда, не знаю, кто лучше. Наверное, лучше — квалифи­цированный специалист.

Мы совершенно разные. Мужчины более лаконичны, и так за­ложено психологией, что концентрируются в основном на вы­полнении одной задачи, просчитывая 10 шагов вперед.

Женщины же более эмоциональны, креативны, привносят в свою профессию краски и легкость. И тоже просчитывают шаги. Только, в отличие от мужчин, мы умеем делать несколь­ко дел одновременно, интуитивно чувствовать различные исходы и потому просчитываем 10 шагов в 10 направлени­ях одновременно. Женщины более стрессоустойчивы. Если анализировать, как мы поделили рынок услуг, то мужчины ушли в политику, а женщины — в сферу бизнеса и организа­ции специальных мероприятий.

При этом стоит отметить, что сфера PR в нашем регио­не в ближайшее время начнет претерпевать качественные и количественные изменения. И как перераспределятся эти сферы, можно будет только гадать. Хотя чего уж там, по ста­тистике, женщин уже сегодня обучается в сфере рекламы, журналистики и PR больше, чем мужчин.

PR и личная жизнь

Вы, наверное, спросите, а как же при такой профессии уму­дряться любить и быть любимой? Очень многое зависит от уровня доверия и мудрости вашей половинки. Рамки вре­менного «приличия» ощутимо смещаются, когда уточнение проекта с партнером или заказчиком может происходить по телефону в час ночи потому, что он только к этому времени освободился. Или когда сдача статей в три утра, а проведение презентаций — в субботу. Как тут не полагаться на мудрость наших половинок, которые будут улыбаться нам в ответ, когда наши проекты успешно осуществились! И, согласитесь: дове­рие и мудрость, по-моему, привычные составляющие настоя­щего мужчины, а не только спутника пиарщицы.

Пожелания

Если вы работаете в сфере PR, я пожелаю вам только одно­го: оставайтесь человеком.

Всегда говорите людям правду! Делайте только то, во что сами верите! Ведь деньги – это не самое главное, да и «пах­нут» они зачастую потерей репутации.

Если же вы присматриваетесь к PR-специалисту, то обра­тите внимание, прежде всего, на такие его качества, как инициативность, креативность и, самое главное, — поря­дочность. Пиарщик уйдет, а результат его деятельности останется с вами.

И еще. Не забывайте свои корни. У каждого из нас есть на­ставники. И, наверное, я бы не стала тем, кем стала, если бы в меня не верили и не поддерживали мои родители и мое руководство. PR — это всегда командная работа, в которой положительный результат превыше своих соб­ственных интересов.