Наверх

Они бывают тихоходные и скоростные, маятниковые и гондольные, буксировочные и кресельные, прямые и с поворотами. Канатные дороги обычно ведут к достопримечательностям, а иногда сами становятся таковыми. Устремленные вверх, они спускают вниз довольных и слегка обалдевших от увиденных красот пассажиров. Это именно тот случай, когда путь непродолжителен, но приятен сам по себе, то есть утомить не успевает, но впечатляет моментально.

Дороги поднебесные

НГОНГ ПИНГ, ГОНКОНГ

Еще совсем недавно остров Лантау привлекал туристов со всего мира огромной статуей сидящего Будды. Сегодня сюда едут еще и для того, чтобы прокатиться на главном аттракционе Гонконга — самой протяженной в Азии канатной дороге Ngong Ping 360. Более 5,5 км над красивейшими холмами и водами Жемчужного озера всего за 25 минут — скорость вполне ощутимая. Особенно, если отважиться на путешествие в кабинке с прозрачным стеклянным полом. Конечно, с боязнью высоты здесь делать нечего, но даже самые бесстрашные заметно волнуются, когда вдруг с отлично просматриваемого гонконгского аэропорта взлетает самолет. Сама поездка на канатке начинается в центре города на станции Тунг-Чунг, а завершается в туристической деревне Нгонг Пинг. Там, откуда начинается другой путь, пеший, до подножия статуи Будды, а потом — 268 ступеней вверх. Но после воздушного путешествия эта высота не кажется такой уж захватывающей, хотя, несомненно, впечатляет.
 


ЧИАТУРА, ГРУЗИЯ

Этот город в Грузии, хоть и расположенный в живописном месте, в долине реки Квирила, даже с натяжкой нельзя назвать туристическим уголком. Между тем, он известен двумя разветвленными сетями: сетью рудников по добыче марганца и не менее разветвленной сетью канатных дорог. Из-за значительного (иногда до 100 метров) перепада высот разных частей города канатные дороги — практически основной вид муниципального транспорта. В центре города располагается главная станция канатных дорог с тремя линиями. Вход на станцию осуществляется через турникеты метрополитенного типа, которые носят скорее декоративный характер. Стоимость проезда здесь — 20 тетри за подъем, спуск — бесплатно. Остальные канатные линии ведут к марганцевым шахтам и полностью бесплатны. Если на центральных канатках работают вагоны заводского типа, то здесь используются довольно забавные кабинки самопального вида, похожие на пепелацы из фильма «Кин-дза-дза».


НАГАРИЯ, ИЗРАИЛЬ

Некоторые канатные дороги вместо привычного пути вверх, наоборот, облегчают спуск в подземелья. Так, без канатки туристам было бы сложно добраться до карстового грота Рош-ха-Никра в Западной Галилее. Рош-ха-Никра — скала высотой в 70 метров, конечная часть горной меловой цепи, выходящей к Средиземному морю. По хребту этого массива проходит граница между Израилем и Ливаном, а на приморской вершине находится пограничный пост и дорога, соединяющая две страны. Из-за почти отвесного склона горы у местной канатной дороги очень крутой наклон — 60 градусов. К тому же она считается самой короткой в мире, а спуск по ней занимает всего пару минут. Но зато каких! Морская панорама поистине впечатляющая! Работает фуникулер ежедневно, за исключением особо ненастных дней с сильным ветром и проливным дождем.


«ХУНГЕРБУРГБАН», ИНСБРУК, АВСТРИЯ

Знаменитый архитектор Заха Хадид построила в Инсбруке не просто современную канатную дорогу взамен устаревшей, а устроила настоящую сенсацию с многочисленными техническими особенностями. Эта причудливая достопримечательность в техническом плане представляет собой комбинацию городского транспорта и подъемника в альпийское высокогорье. Проходящая по изогнутому канатному мосту и двум туннелям, трасса длиной в неполных два километра соединяет Дом Конгрессов в центре Инсбрука и террасу Хунгербург на высоте 868 м над уровнем моря. Четыре станции, состоящие из функциональных бетонных оснований и перекрытий из матового стекла, имитируют своими формами застывшее движение обледеневшей воды. Черная сетка из технологических швов объединяет станции в единый ансамбль: несмотря на взаимную отдаленность, они представляются частями комплекса. Контраст двух материалов и система скрытых точек опор создают чувство парения навеса над стабильным бетонным основанием. Эффект усиливается ночью, когда стекло подсвечивается наружными источниками света.


«КРЫЛЬЯ ТАТЕВА», АРМЕНИЯ

Еще каких-нибудь пять лет назад самой длинной канатной дорогой считалась вьетнамская канатка Бана, о чем свидетельствовала запись в Книге рекордов Гиннесса: рекордная длина составляла немногим более 5 000 метров. Но с октября 2010 года эта запись потеряла свою актуальность — новый рекорд принадлежит канатной дороге с романтическим названием «Крылья Татева», что в Южной Армении. Показатель улучшен на 750 метров. Теперь гордое звание самой протяженной принадлежит канатной дороге, благодаря которой за 11 минут можно через речное ущелье Воротан добраться до средневекового Татевского монастыря. Сам монастырь — один из старейших и важнейших религиозных объектов Армении — включен в список всемирного наследия ЮНЕСКО. Строительство канатной дороги и дальнейшее развитие инфраструктуры в этом районе стали возможны благодаря инициативе Фонда национальной конкурентоспособности Армении и деньгам не только государственным, но и частным, средствам армянской диаспоры в том числе.


JEWEL CABLE CAR, СИНГАПУР

Гора Файбер и фешенебельный курорт на острове Сентоса и раньше были соединены канатной дорогой, но это была вполне традиционная и даже слегка устаревшая конструкция. Теперь здесь полный гламур в виде инкрустированных кристаллами Swarovski высокотехнологичных кабин обновленной канатной дороги. Первая VIP-кабина «7 звезд» стартовала относительно недавно: корпус из черного металла, хромированный дизайн, светодиодная подсветка, внутри кожаные кресла, также отделанные кристаллами, пол и потолок выполнены из стеклянных панелей. Дух захватывает от богатого убранства и не менее великолепного вида на Сингапур, гавань, море и остров Сентоса. Путешествие класса «премиум» длится примерно 13 минут и стоит в одну сторону 24 доллара, в обратную — почему-то на 2 доллара дороже. В дальнейшем планируется запуск 68 хромированных вагончиков, нанизанных на канат наподобие драгоценных бусин. По-видимому, компания Mount Faber Leisure Group решила устроить туристам настоящее небо в алмазах.


LANGKAWI CABLE CAR, МАЛАЙЗИЯ

Туристическая привлекательность острова Лангкави складывается из нескольких составляющих: близости с Таиландом, доступности курортов, экзотической природы и duty-free статуса. Главные островные развлечения вполне в духе развитого туризма, сродни аттракциону здесь — поездка на канатной дороге. Начинается она чаще всего с большой очереди за билетами у подножья горы Гангун, но отстоять ее стоит ради того, чтобы с высоты 700 метров полюбоваться местными горными пиками удивительной красоты и уникальными карстовыми ландшафтами. Сама дорога общей протяженностью 2,2 км разделена на два участка, каждый с площадкой для панорамного обзора. В экскурсию по канатной дороге входит посещение пешеходного моста Sky Bridge между двумя пиками. 125 метров над пропастью — захватывающие виды и необычные ощущения на грани страха и удивления, когда легкий ветерок заметно покачивает конструкцию.


«МИСХОР — АЙ-ПЕТРИ», КРЫМ

В Крыму сразу несколько канатных дорог. Но лишь одна получила статус настоящей достопримечательности и пользуется стабильным туристическим спросом уже не один десяток лет. Сразу после открытия в 1988 году канатку «Мисхор — Ай-Петри» назвали уникальной: между промежуточной остановкой «Сосновый Бор» и конечной станцией «Ай-Петри», которые разделяет около двух километров, нет ни одной опорной вышки. И до сегодняшнего дня крымская канатная дорога остается самой длинной безопорной воздушной трассой в Европе. Этот факт, да еще 130 километров горной гряды и потрясающий вид на весь южный берег Крыма привлекают сюда ежегодно тысячи туристов. Но если летом канатная дорога с верхней точкой 1152 м над уровнем моря отдана на откуп приезжим и экскурсоводам, то зимой, когда горное шоссе заносит снегом, только этот подъемник связывает работающих на плато людей с остальным полуостровом.