Наверх

Самое любимое занятие у детей — рисование. Понять и оценить детские рисунки пытаются многие родители. Интерпретируя отдельные детали, они стремятся узнать причины того или иного поведения ребенка. Это верный путь: все, что рисуют дети — есть отражение их мыслей и отношения к происходящим в их жизни событиям. Есть общее в рисунках детей разных рас, национальностей и вероисповеданий — ожидание безусловной родительской любви. Если родители неправильно ведут себя, не сознают, что нужно просто радоваться самому факту присутствия в их жизни ребенка, то он почувствует это и будет вынужден смириться с тем, что какие-то его качества родителям не нужны. Вот почему многих людей всю жизнь мучает гнетущее чувство вины. Они считают, что не оправдали ожиданий родителей.

Детский рисунок — окно в мир ребенка

Дети сооружают мир фантазий, потому что они обнаруживают, что в их реальном мире им трудно жить.
Вайолет Оклендер «Окна в мир ребенка»
Ребенок вынужден приспосабливаться, чтобы сохранить иллюзию того, что его любят, к нему испытывают привязанность, желают ему добра Иначе он не выживет.
Элис Миллер «Драма одаренного ребенка»

ПАПКА ЧУДЕС

Синяя папка с лохматыми завязочками, время от времени выпадающая из кучи старых журналов на антресолях, уже успела изрядно мне поднадоесть. Выпадает она как-то не совсем ладно, все норовит ударить по голове. Когда это случилось в очередной раз, я решила посмотреть, что же там внутри у этой настырной. На меня пахнуло детством, безмятежностью и тревогой одновременно. Рисунки моих детей. Я как прилежная мама собирала их много лет назад в надежде, что придет время, когда я покажу их своим уже повзрослевшим детям, а может быть, и внукам. Тогда я была самой обыкновенной мамой, даже и не помышляющей о том, что в скором будущем стану психологом. Ах, если бы я уже тогда была специалистом в области врачевания душ, обладала бы инструментарием и знаниями, которые дает психологическое образование! Быть может, я была бы более чуткой к невысказанным тревогам и потребностям своих детей, сумела бы правильно взглянуть на имеющиеся проблемы и вовремя их устранить, а еще лучше — не допустить. Была бы эмоционально отзывчивее, радостнее, доступнее для понимания своих детей. Огромные монстры-роботы, которые рисовал мой пятилетний сын — с кружочками на туловище и маленькими топориками по всему периметру рисунка — отражают его тревожность по поводу целостности своих границ. Значит, давили на ребенка взрослые, требования их были непосильны для него… Однажды получив такой опыт, ребенок приходит к выводу: чтобы выжить, нужно быть предельно бдительным и осторожным. Постоянное ожидание того, что может что-то случиться, приводит к хроническому напряжению. Все это я понимаю сейчас, а тогда все выглядело чинно и благородно — спокойный, послушный ребенок не создавал никаких проблем, кроме того, что часто болел. Взаимосвязь очевидна.

МАЛЫШИ-КАРАНДАШИ

Сегодня передо мной рисунки сразу нескольких детей. И я расскажу вам больше, чем вы видите. Я расскажу о том, что дети чувствуют, когда рисуют их. Полностью исследовать личность, исходя только из детского рисунка, невозможно, но с его помощью можно узнать больше о внутреннем мире ребенка. Его первые опыты в рисовании — это кляксы и каракули. Малыш рисует не с натуры, а по памяти. Его цель — показать, что он знает или думает об изображаемом предмете. Поэтому человек в профиль будет у него с двумя глазами, а солнце, небо, трава и цветы нарисованы одним цветом. Это можно наблюдать на рисунках четырехлетней Вики. Выполненные в одном цвете, они содержат один и тот же элемент — солнце. Себя девочка нарисовала этаким добрым головоногом, шагающим вправо (в позитив). Солнце она изобразила тоже справа, что чаще встречается на рисунках левшей. Правая часть рисунка символизирует будущее (для Вики это кажется лучшим временем, чем оно является в настоящем).

На рисунке «Моя семья» девочка четко соблюдает ролевую иерархию семьи. Самая крупная фигура — папы, чуть меньше размерами — мамы, себя и сестренку малышка нарисовала мельче. Голова младшей сестренки меньше, чем у остальных. Девочка нарисовала себя и сестренку между родителями. Это говорит о том, что ребенок чувствует себя защищенным, ему в семье комфортно. То, что на рисунке люди не держатся за руки (как свидетельство близости, теплоты в отношениях) вовсе не означает, что семья не дружная. Следует учитывать, что на этой стадии развития ребенка еще не приходится говорить о рисунке как способе отражения эмоционального и психологического состояния. Девочка просто демонстрирует свои знания и собственное отношение к тому, что знает. Но следует следить за содержанием последующих рисунков, чтобы заметить повторяющиеся элементы и в разговоре с ребенком с помощью уточняющих вопросов понять, что с ним на самом деле происходит.

Интересна интерпретация рисунка Лены (4 года, 2 месяца) «Моя семья», на котором изображены папа, мама, братик Георгий и сама Лена. Особенность рисунка состоит в том, что братик Георгий, рожденный не так давно, помещен девочкой в свой собственный живот, так, если бы она сама вынашивала его. На момент рисования Георгий уже родился, но девочка воспринимает его все еще находящимся «в животике». Учитывая возраст ребенка, мы не придаем этой «странной», на первый взгляд, фантазии особого смысла. Девочка видела какое-то время свою маму, вынашивающую ребенка, и запомнила это. Она выразила на бумаге свое знание о том, откуда появляются дети. То, что она «поместила» братика именно в свой живот, скорее всего, свидетельствует о недостатке внимания со стороны родителей, которые с некоторых пор стали оказывать его больше малышу. С другой стороны, для девочки может не быть особой разницы, в чьем животике жил ее братик. Главное, что она знает: детей вынашивают в животе.
Попробуем рассмотреть рисунки Вадима (4 года, 10 месяцев) «Моя семья» и «Дом» без учета вышеописанных особенностей интерпретации рисунков четырехлетних детей. На рисунке «Дом» крыша дома не прилегает к стене, она словно парит над ней (невозможность передать образ целостным) — маленький человек не находит себе места в окружающей среде, родители уделяют ему слишком мало внимания (это касается, в первую очередь, эмоционального контакта). Мальчик нарисовал парадную дверь посередине дома — первый признак откровенности, ему комфортно, когда рядом много людей.

Если проанализировать рисунок Вадима «Моя семья», то можно вновь проследить тенденцию не соединять линии и части рисунка. Наблюдается «разобранность» фигур на части (стоит обратить внимание на нервно-психический статус ребенка). Так, к примеру, фигуры папы (очень объемная), мамы (менее объемная) и самого Вадима (средних размеров) содержат по три элемента — пара ног, голова и подобие туловища или живота, тогда как у сестренки Юлии только два элемента — ноги и голова. Значит ли это, что родители и сам Вадим люди полные, в отличие от девочки, и мальчик изобразил их так, исходя именно из этого факта? Человек, который находился рядом с Вадимом во время рисования, должен был задать ему уточняющие вопросы и записать ответы на отдельном бланке. Хочется подчеркнуть: суть анализа не в отгадывании, а в уточнении. Фигура Вадима прорисована и названа дважды (хочет самоутвердиться, выстоять, сохранить целостность). Своей семьей малыш считает и кота, которого он нарисовал в самом конце шеренги рядом с собой. У кота четко прослеживаются все четыре лапы, хвост. Малышу трудно видеть мир целостным, он у него будто распадается на фрагменты. Если анализировать рисунок и дальше в традициях анализа рисунков детей более старшего возраста, то заметно отсутствие эмоциональной близости родителей малыша. Чтобы почувствовать себя более защищенным, не распасться на части (он любит папу и маму, но не знает, как себя вести, чтобы они были довольны им), ребенок ищет разные способы поведения и эмоционально отыгрывает их. Один Вадим — неулыбчивый, со злым выражением лица, другой — подыгрывает сестренке, которая может радоваться, вопреки всему, что происходит в семье.

Взрослым членам семьи необходимо наладить взаимоотношения, обратить внимание на собственное эмоциональное оскудение, создать благоприятную обстановку для развития детей, проследить за тем, чтобы в семье не проживали люди с психическими нарушениями или со странностями в поведении, а также злоупотребляющие алкоголем и имеющие другие вредные привычки. Нужно понаблюдать за дальнейшим творчеством мальчика. Если вышеописанные тенденции будут наблюдаться и в других рисунках ребенка, то, возможно, стоит обратиться за консультацией к специалисту (детскому психологу, психоневрологу, психиатру).

Рисунки Эвелины (4 года) «Моя семья» и «Автопортрет» выполнены цветными карандашами. Особенность их в том, что девочка использует разные цвета даже там, где, казалось бы, достаточно и одного цвета. Жизнерадостность, желание раскрасить все вокруг в яркие цвета так и брызжут из рисунков Эвелины. Глядя на них, невозможно не улыбнуться. Девочка больше всего переживает за папу, несмотря на то, что она изобразила его улыбающимся, веселым человеком (только у него на рисунке есть туловище и ноги, которые она густо раскрасила в разные цвета). Руки папы прорисованы слабо и опущены вниз (невозможность что-то делать или сделать). Выражение лица мамы напоминает картину Мунка «Крик». Волосы дыбом (как и у девочки, только дочь, в отличие от мамы, широко улыбается). По рисунку видно, что родители девочки, в общем-то, близки друг другу, даже больше, чем с детьми. Возможно, есть какая-то проблема, объединяющая их обоих, — близость эта носит будто бы упреждающий характер (один подгоняет другого). Более основательно стоит на земле мама, папа (впрочем, как и дети) — находится в подвешенном состоянии. Девочка воспринимает мать как агрессивного родителя. Самый веселый и беззаботный на рисунке брат Георгий, а потом уже сама Эвелина. Судя по цвету стоп, более близок к отцу Георгий. Эвелина старается задобрить свою маму, подстраивается под ее настроение, чтобы та меньше обижала папу (стопы мамы и Эвелины раскрашены практически в одни и те же цвета — привычка подстраиваться под маму, ее настроение, чтобы все было в семье хорошо).

На рисунке «Автопортрет» Эвелина раскрасила свои стопы в такие же цвета, как у папы и брата, — наедине с собой девочка может быть собой, не опасается показать свое расположение к отцу. Эвелина вся лучится радостью. Торчащие во все стороны волосы и полоса посередине листа, делящая туловище пополам, говорят о том, что даже наедине с собой девочка помнит о своей роли спасателя в семье. Наблюдается некая двойственность между тем, что ей хочется, и тем, что она вынуждена делать, чтобы хоть как-то собрать семью, не дать совершиться несправедливости. Самооценка у девочки высокая. Она верит, что ее усилия не пройдут даром.

ХУДОЖНИКИ ПОСТАРШЕ

Уже в 5–7 лет даже небольшой рисунок может рассказать многое о характере ребенка, его способе строить отношения с окружающими. Исходя из того, что изображение есть отражение внутреннего мира ребенка, можно понять, что его заботит или тревожит, в чем он испытывает недостаток. Рассмотрим рисунки детей, получивших задание нарисовать дом, в котором им хотелось бы жить, свою семью и автопортрет.

Тимофей (5 с половиной лет) нарисовал дом в виде двух параллельных полос, прочерченных от начала до конца листа (получает наслаждение в фантазиях, реальность пугает). Изображена всего одна стена. Если это боковая стена — имеются серьезные тенденции к отчуждению и оппозиции, если передняя — это нормально для маленьких детей. Стремления к чему-либо не наблюдается. Есть признаки враждебности. Может наблюдаться неадекватное поведение. Чувствует себя слабым, беспомощным, понимает, что не в силах что-то изменить.

Себя мальчик нарисовал с непропорционально длинными ногами и маленькой головой (заниженная самооценка). Черты лица нечеткие, складывается впечатление, что мальчик не придает им значения (есть проблемы в общении). Ноги — символ опоры в реальности и свободы передвижения (хочет быть независимым). Руки — символ активности и общения (короткие руки — ограниченность стремлений).

На рисунке Георгия (6 лет) вместо одного дома изображены три узкие многоэтажки (получает наслаждение, в первую очередь, в фантазиях) со множеством окон и без дверей, расположенных очень близко друг к другу. В центре — основной дом, по бокам — поддерживающие его два узких высоких дома (по типу минарета). Основной дом выглядит наименее устойчивым, тогда как у крайних домов основание устойчиво (трудно находиться в реальности, нуждается в поддержке). Дом большой — ребенок открыт для общения, гостеприимен. Узость дома говорит о том, что круг его общения избирателен. Больше всего окон нарисовано в основном доме (окна — способ контактировать, признак доступности, открытости). Часть окон нарисована другим цветом, так, как если бы ребенок посчитал, что нарисовал их недостаточно и дорисовал их в самый последний момент (остро нуждается в общении, хочет общаться со сверстниками). Однако отсутствие дверей означает, что, несмотря на открытость и желание общаться, ребенок испытывает трудности в общении (психологическая недоступность). Отсутствие занавесок на окнах — полная открытость. О тревожном состоянии говорят разные постройки рядом с домом (в данном случае — два дома по бокам), что можно интерпретировать как скрытый бунт против неверных (с точки зрения ребенка) запретов. Густой дым из труб — внутреннее напряжение, но так как дым всех трех труб направлен в правую сторону, то можно говорить о том, что ребенок ждет хороших событий, позитивно смотрит в будущее. Кстати, тема фаллических изображений на рисунках маленьких детей (в данном случае длинные узкие дома, устремленные ввысь) — отдельная, требующая анализа с учетом особенностей каждого возрастного периода.

На рисунке «Моя семья» мальчик изобразил папу, маму и свою сестру. Рисунок смещен влево (пессимистические тенденции). Себя нарисовать мальчик забыл или не захотел. Скорее всего, подсознательно он не видит себя в составе своей семьи, не чувствует своей принадлежности к ней. Люди на рисунке испытывают дефицит тепла, разобщены. Георгий изобразил своих родителей улыбающимися. Сестренка, очень похожая на маму внешне, кричит изо всех сил, тогда как мама улыбается. Складывается ощущение, что девочка делает за маму то, что хотелось бы делать самой маме, но она не смеет или привыкла скрывать истинные чувства за улыбкой.

На рисунке «Автопортрет» мальчик изобразил себя таким же кричащим, как и его сестра. Он словно парит над землей (отсутствие опоры). Рядом с собой мальчик нарисовал дерево с большим, как будто обрубленным, стволом. Однако крона дерева на рисунке обозначена, так же, как и тоненькие веточки с небольшими листьями. Все это свидетельствует о напряжении, неспособности удовлетворить базовые потребности (потребность в питании, безопасности, любви, одобрении и др.). Солнце (потребность в любви и ласке), синее небо и подобие растений справа и слева от фигуры мальчика выглядят на ее фоне зловеще. Мальчик раскрасил себя в черный цвет. Черный цвет и сильный нажим — знак того, что ребенок чего-то боится или находится в подавленном состоянии.

Дом, нарисованный Лали (6 лет), — яркий, цветной, с пятью окнами, без дверей (есть трудности в общении) и трубы на крыше (нехватка психологической теплоты) выглядит на первый взгляд устойчиво. Однако основание дома прорисовано тонкой линией, что говорит о слабой связи с реальностью, частом пребывании в мире фантазий, от которых девочка получает наслаждение большее, чем от мира реальности. Синий цвет окон — определенный депрессивный фон настроения. Улавливается потребность к самоконтролю и его тренировке. Лиловая стена — беззащитность перед окружающим миром, одиночество, слабость, нежность, артистичность. Крыша ярко-красного цвета — наибольшая чувствительность, агрессия, потребность в получении теплоты. Рядом с домом Лали нарисовала дерево с дуплом, в котором наблюдается какая-то живность. В том случае, если бы эта живность выглядывала из дупла, можно было бы говорить о том, что в личности ребенка есть не подчиняющаяся контролю часть, которая имеет разрушительные тенденции (навязчивое чувство вины). Ветви, собранные в пучок и заштрихованные, — поверхностное взаимодействие со средой. Корни дерева, нарисованные таким образом, как на рисунке, — незащищенность, сильное стремление сохранить имеющееся восприятие действительности.
От автопортрета девочки веет одиночеством, нехваткой тепла, любви. Солнце с лучиками, полоска синего моря замещают потребность в ласке. Облака, тучи на рисунке — символы боязливости и тревоги. Девочка изобразила себя с очень короткими руками (отсутствие стремлений). Она чувствует себя на что-то способной и озабочена тем, что ее творчество особо не поощряется. Ей хочется больше общаться со сверстниками.

На рисунке «Моя семья» девочка изобразила своих родителей и себя. У всех троих широко расставлены ноги (демонстрация откровенного пренебрежения, агрессивность). При этом папа выглядит менее устойчиво, его ноги слишком тонкие, они напоминают ходули (ребенок видит отца нетвердо стоящим на земле). Мама и папа находятся в хорошем контакте друг с другом (соприкасаются руками), между ними дружба и любовь. Девочка это наблюдает со стороны, при этом она стоит отдельно от своих родителей. Она явно озабочена сильным конфликтом между выражением сексуальных и других влечений отца и способами контроля над ними (заштрихованный ремень). Менее значимый родитель изображен с маленькими руками, более значимый — выше ростом. Лица хорошо прорисованы (ребенок сильно озабочен отношениями с другими). Наблюдается запрет на плач.

Рисунок семилетней Анны «Клоун» выполнен цветными карандашами. Он нарисован ею в 6 лет, а рисунок «Дом» — в 7 лет (выполнен фломастерами). Эти два рисунка дополняют друг друга по цветовой гамме и по содержанию. Можно смело назвать рисунок дома «Дом клоуна», а фигуру клоуна считать автопортретом девочки. Он веселый, забавный, нарядный, праздничный, игривый. Вот только неровная линия делит фигуру клоуна на две части (конфликт между «хочу» и «надо», миром фантазий и требованиями реальности). Линия проходит на уровне головы ближе к той области, где обычно располагается шея. Шея на рисунке отсутствует, голова как бы приклеена к туловищу (ребенок полностью находится под властью своих впечатлений, часто теряет контроль над чувствами). На рисунке преобладает розовый цвет (нежность, особая чувствительность). Гибкие руки клоуна — хорошая приспособляемость девочки в межперсональных отношениях. Клоун на рисунке манипулирует шариками, он парит над землей, кажется неустойчивым (нужно соотнести образ клоуна с образом девочки).

На рисунке «Дом» крыша дома (сфера фантазии) раскрашена в желтый цвет. Фантазии ребенка носят оттенок враждебности (желтый цвет выражает переживание враждебности среды и необходимости скрывать свои действия от окружающих). Тщательно нарисованная крыша свидетельствует о том, что ребенку не удается держать под контролем мир фантазий. Если девочку беспокоит чувство вины, то на рисунке крыша будет остроконечной. Если жирной линией прорисован край крыши — ребенок озабочен тем, что его творчество не поощряется дома. Отсутствие трубы на доме — нехватка психологической теплоты. Дверь красного цвета расположена на левой стороне дома (агрессивность, эмоциональное напряжение, раздраженность, конфликт, избегание реальности). Девочка выделила дверь двумя завитушками (ей есть что скрывать, и она оберегает это — свои фантазии, мысли). Единственное окно дома (способ контактировать, признак доступности, открытости) закрашено синим цветом — ребенок скучает по кому-то или чему-то, сосредоточен на внутренних проблемах. Факт наличия враждебности подтверждается и отсутствием стекол в окнах (обычно их наличие дети обозначают вертикальными и горизонтальными линиями). Солнце — символ авторитарной фигуры, часто воспринимается как источник тепла и силы, уподобляется отцу или матери. На рисунке оно почти соприкасается с желтой крышей. Вероятно, враждебность фантазий ребенка касается одного из родителей. Например: «Люблю, восхищаюсь, но знаю, что не смогу быть такой, какой меня хотят видеть. От этого злюсь». Если на рисунке дом занимает значительное место, то у ребенка велико стремление к достижению материальных благ.

Свою семью девочка изобразила в той последовательности, в которой люди значимы для нее. Самый высокий — папа, затем мама, сама девочка и ее младшая сестренка. Фигура папы заметно отличается от остальных. Руки мужчины (способность устанавливать контакт с близкими людьми) с прорисованными пальцами опущены вниз. Они кажутся сильными, деятельными (либо девочка хочет видеть папу таковым). Три женские фигуры нарисованы одинаковым способом (мультяшным). Вместо туловища — треугольники, тоненькие ножки-палочки с подобием пальцев (цыплячьих лапок или каблучков), руки-палочки одинаково подняты вверх (переживание слабости и тщетности усилий, агрессия по этому поводу). Ребенок тщательно прорисовывает головы (возможно, в семье больше внимания уделяется разуму, чем душе). Выражены демонстративность, желание нравиться (длинные ресницы, уделено много внимания волосам, выделены губы, тщательно прорисованы макияж и украшения). Над головами мамы и сестер нарисовано по облачку (символ опасливости), над головой папы — грозовая туча (девочка тревожится за папу). Подтверждается это и тем, что девочка раскрасила рубашку отца и его левую туфлю в серый цвет (смутная тревога). Есть два незакрашенных элемента на рисунке папы — пояс-ремень и правая туфля. Девочка уж точно не тревожится по поводу увлеченностей отца, и ей нравится его манера контролировать. Она верит в то, что все будет хорошо, и эта уверенность передается ей именно от него.

Оба рисунка Виталии (7 лет) «Автопортрет» и «Дом» раскрашены в яркие, разнообразные цвета. Девочка нарисовала себя на лужайке с ведерком в руках. Изобразила она себя очень женственной. Яркое солнце, бирюзовое небо, цветы. От рисунка веет покоем, радостью. У девочки большая голова, несоразмерная с туловищем (самый умный член семьи — самый «головастый»; подсознательно подчеркивается значение мышления, воображения как источника наслаждения). Самооценка высокая.

Рисунок дома, слегка покосившегося, остроконечного, с двумя остекленными окошками, боковой дверью, дымящейся трубой поражает своей яркостью. Доминирует красный цвет (наибольшая чувствительность, потребность теплоты из окружения). Если преобладает красный цвет, то ребенок чем-то взволнован или агрессивен, может, его кто-то обидел или он слишком подвижен. Большая крыша — поиск наслаждения в фантазии. Боковая дверь — признак отчуждения, уединения, избегания реальности. Значительная неприступность. Наблюдается потребность в безопасности, желание оградить себя от опасности (дверь зеленого цвета). На левой стороне листа нарисованы три девочки — ее старшая сестра, сама Виталия и их малолетняя сестренка, которая изображена на рисунке старше своих лет (такой она видится автору рисунка в будущем). Стопы малышки, в отличие от стоп старших сестер, окрашены в желтый цвет — радость и позитив (цвет имеет значение лишь тогда, когда он преобладает или выделяется на фоне остального рисунка). Возраст старших девочек подчеркнут движениями рук (опущены вниз), у младшей они подняты вверх (слабость и тщетность усилий). Но у нее, в отличие от сестренок, есть пальцы на руках (такой она видится им — деятельной, активно контактирующей). Одна из старших сестренок парит над землей (неустойчивость, ощущение слабой опоры). Стоит уточнить у автора рисунка, кого она изобразила «парящей» над землей — себя или старшую сестру? Три грозовые тучи движутся в сторону дома, кажется, что их подгоняют солнечные лучи. Солнце — символ авторитарной фигуры, часто воспринимается как источник тепла и силы, уподобляется отцу или матери. Так как рисунок выполнен фломастерами, трудно судить о степени штрихования, и может быть, именно потому, что дом раскрашен не карандашами, создается ощущение напряженности, тревожного ожидания каких-то событий.

***

Покупайте детям карандаши. Пусть рисуют. Но знайте, что они неосознанно прорисовывают все свои страхи и переживания. Хорошо их вовремя заметить… Если для родителей детский рисунок — пустяк в одном случае и повод для гордости в другом, то психологи оценивают вовсе не художественные способности малышей, они смотрят глубже. Ведь самый простой рисунок карандашом может стать отличным способом узнать, что же на самом деле творится в душе маленького человека.